Перейти к содержанию
  Воскресенье 01 октября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    06 июля 2022 г.  № 27 (6841) (06.07.2022)
Искусство Культура

Отчалившая в вечность

На Дягилевском фестивале в Перми прозвучала новая версия «Отчалившей Руси» Георгия Свиридова
06 июля 2022
Цикл исполняет Елена Морозова, актриса и чтец



Свиридов – композитор не ретроспективы, а дальней перспективы, и мы продолжаем получать хоть и редкие, но очень значительные подтверждения тому. Новое прочтение «Отчалившей Руси» – событие. Уже хотя бы потому, что это молодое прочтение Свиридова. Можно как угодно относиться к современному оформлению состоявшегося концерта и сценическим решениям, но время обтянутой сверкающими шелками певицы и выдающего над клавиатурой за раз три смены, словно молотобоец, аккомпаниатора не то чтобы прошло, а осталось уместным для соответствующей литературы – старого романса, классических оперных арий и песен, в общем – для всяческого аристократизма в культуре.

 

Конечно, «Отчалившая Русь» – академическая и аристократическая музыка при всём своём космизме и народности. Но что такое просто исполнить в исходном виде это произведение? Для такого нужны певец и пианист высшего класса, с консерваторским образованием. Иные просто это не освоят. То есть «Отчалившая Русь» изначально подразумевает концертный, филармонический подход к своему исполнению, причём рафинированного класса. А теперь пришло время демократизма. Многие ли сегодня ходят на концерты камерной музыки? К сожалению, очень немногие (возможно, причина этого состоит в самом жанре, родившемся и вызревшем в просвещённой, особенной прослойке общества, ныне сведённой почти на нет). Понимал это и композитор, чутко следивший за новыми звучностями века, – в последние годы жизни он затеял оркестровку многих камерно-вокальных сочинений, но не успел. Как же донести такие шедевры до современной публики, чтобы, с одной стороны, не потерять их высокий духовный строй и монашеские тайны, а с другой – попросту сделать так, чтобы их расслышали, узнали и запомнили на всю жизнь?

Ведь Свиридов композитор не прикладной и не лобово аристократический, его «Отчалившая Русь» – это больше, чем просто музыка на текст (тем более в таких произведениях нестеровского образного пространства), это парсуна, фреска, памфлет, космос – что угодно, так что сценографическое решение такого действа (как выяснилось из исполнения!) совершенно оправданно. Тем более что и представлено всё оказалось со вкусом, без лишнего пафоса и сермяжности.

Дирижирование Ольгой Власовой, чтение стихотворений Есенина артисткой Электротеатра Еленой Морозовой, исполнение оркестровой партии камерным ансамблем «Практика» – всё это получилось свежо и одухотворённо. Высветилась как бы некая арка к временам ораторий и силы их воздействия на людей (успех-то какой был на концерте, причём публика в основном молодёжь!). Что касается удачной, я бы сказал – тактичной – аранжировки Алексея Сюмака, в свиридовском духе, с присущими звучностями и хорошим балансом, то я сам был свидетелем не раз, как Свиридов подписывал названия инструментов в Полном собрании в клавирах песен и романсов, включая, кстати, и «Отчалившую Русь», которая чуть ли не первой в очереди стояла на инструментовку. Это было его мечтой, которую он не успел воплотить. Аранжировка выполнена умело и уместно (весьма удачно найден, в частности, аккордеон) – если только не считать малого барабана в конце, который на словах «несу, как сноп овсяный, я солнце на руках» резанул слух военным перестуком (ни Есенин, ни Свиридов никаким помыслом не были агрессорами). Исполнение получилось с глубоким пониманием сути не только музыки – это само собой, а я бы сказал, сути смысла её написания. Свиридов благодаря этим исполнителям вновь показал свою неисчерпаемую молодость, то есть бессмертие.

Что до пения женским по высоте голосом мужчиной – не нахожу в этом ничего особенного, тем более что остаётся только радоваться искренней отдаче и мастерству, с которыми доносит свою партию замечательный певец, солист хора Musica Aeterna, контратенор Андрей Немзер. Что-то в этом, быть может, есть даже ангельское. Ну были же раньше дисканты, а не сопрано в хоре. Очень важно, что певец доносил партию без оперности, опять же с исполнительским тактом и пониманием слов, хотя и очень уж порой переживая. Хорошо, что придумали чтение стихотворения перед собственно песней – например, лично я благодаря этому много заново расслышал в словах, казалось бы, известных давным-давно, да и музыка воспринималась после такого богаче.

Вот так вдруг открылся Свиридов! Присутствие налёта авангардизма в стилистике изложения материала, в сценических и звуковых фонах – ну и что? Свиридов любил Лентулова, Кандинского. Этим только исполнители подтвердили неутолимую современность Свиридова. Тем, кто говорил, что подобное похоже на капустник, скажу: так именно это-то и замечательно, что есть в состоявшейся премьере признаки студенческой инсценировки! Ведь молодость, конечно, зелена, но поёт-то, переживает, вникает в Свиридова и Есенина тут именно молодость, то есть налицо опять же перспектива, а не ретроспектива, так что как раз всё очень демократично и вселяет немалые надежды. Получился такой шаг назад к традиции, чтобы сделать два шага вперёд в её развитии.

Как говорил Валерий Гаврилин, «нужно, чтобы молодыми голосами запели старую песню». Так и вышло!

Не будем греметь словами вроде «гениально» и «невероятно», а просто отметим, что получилось очень яркое художественное свершение. Нас всех поздравляю с этим любопытнейшим – особенно в такое-то время – явлением, этой новой «Отчалившей Русью».

 

Георгий Свиридов Алексей Вульфов
20

Алексей Вульфов


Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Зубр

01.06.2022

Свиридова чтят в Курске

12.12.2021

Островок спасения

31.08.2021

Для Курска нет понятия „провинция“

27.12.2017

Разные записи

01.02.2017

Инструкция по увековечиванию

58 голосов

Век Свиридова

40 голосов

Зубр

39 голосов

Русская сюита

34 голосов

Музыка как судьба

27 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Писатель Сериал Утрата Писатели
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты