С 7 по 10 июля в московском Парке Горького в третий раз пройдёт «Российская креативная неделя» (Russian Creative Week, RCW). Её организаторами являются Роскультцентр, АНО «Креативная экономика», Российский книжный союз при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Мы побеседовали с директором форума Мариной Абрамовой о развитии и будущем креативной экономики страны, ключевых мероприятиях и о том, почему сегодня так важно обратить внимание на творческих, нестандартно мыслящих людей.
– Сейчас много говорится о важности развития креативных индустрий для будущего страны. В чём, на ваш взгляд, значение этого сектора экономики для нашего общества и государства?
– Развитие креативной экономики – это международный тренд. Объём креативной экономики в мире уже превышает 2 триллиона долларов. Такая цифра говорит о многом. Креативные индустрии имеют очень мощный социальный эффект. Вне зависимости от вашего местоположения, с любым удалением от мегаполисов вы создаёте креативный продукт и с помощью цифровой дистрибуции можете на этом зарабатывать. Традиционно, говоря о креативных индустриях, мы думаем о процессах глобализации, но на самом деле любой креативный продукт прежде всего развивает локальные территории: в нём уже «зашиты» и культурный код, и менталитет, и национальные и региональные особенности. Это касается не только художественных произведений, дизайна, музыки, но и всего остального.
– Программа «Российской креативной недели», как всегда, впечатляет разнообразием. Расскажите, пожалуйста, о ключевых событиях. Что ждёт гостей и участников?
– На «Российской креативной неделе» активно будут работать восемь тематических площадок: «IT, компьютерная графика и разработка компьютерных игр»; «Кино и телевидение»; «Новые медиа, маркетинг и коммуникации»; «Музыка и саунд-дизайн»; «Образование в креативных индустриях»; «Издательское дело и журналистика»; «Архитектура и урбанистика, дизайн, мода и искусство»; «Спецпроекты» (Молодёжная площадка). Отдельно свою программу представит Красноярск, где в прошлом году состоялся первый окружной форум «Российская креативная неделя – Сибирь». Павильон «Деловая программа» по традиции станет главным местом для дискуссий и формирования работающих решений для поддержки креативного бизнеса в период глобальной трансформации экономики.
Гостей и участников ждут четыре насыщенных дня: в программе – лекции, мастер-классы, дискуссии, питчинги, конкурсы, премии, презентации, открытые интервью, пленарные заседания, паблик-токи, рабочие сессии и многое-многое другое. К примеру, на площадке «Архитектура и урбанистика, дизайн, мода и искусство» пройдёт дискуссия о самоидентичности российского дизайна и искусства, круглый стол о замещении на российском рынке ушедших брендов, интеллектуальный стендап «Говорит дизайн» от лучших практиков индустрии; в павильоне «Кино и телевидение» расскажут о том, как молодому таланту получить инвестиции на свой проект, аналогичную тему в своей сфере затронут и в пространстве «Издательское дело и журналистика» – здесь наметят будущее экранизаций книг молодых авторов. На площадке «IT, компьютерная графика и разработка компьютерных игр» будут вырабатывать решения по защите интеллектуальной собственности в условиях санкций и контрсанкций. В нашей программе – свыше 1000 спикеров и более 200 мероприятий.
– В этом году одной из главных тем «Российской креативной недели» стала новая реальность. С какими изменениями столкнулись креативные индустрии в условиях санкций и частичной изоляции? И как к ним адаптироваться?
– Да, для креативной экономики 2022 год ознаменован новыми вызовами. У нас изменились цепочки поставок и бизнес-процессы, привычные сценарии перестали работать, всё это требует поиска новых эффективных решений, и наша задача как ключевого мероприятия страны в сфере креативных индустрий – консолидировать всех игроков рынка, обеспечить свободный диалог и совместную работу. Мы объединяем с целью обсуждений, выработки новых планов и стратегий креативное сообщество, государственную власть и бизнес. В числе основных тем: будущее креативных индустрий, развитие национальных сегментов креативной экономики, смысловой фундамент российской креативной экономики, развитие территорий: креативные города и кластеры, новый вектор международного сотрудничества в сфере креативных индустрий, Impact index (индекс воздействия. – Ред.) креативного продукта: ответственность за социальные результаты, регулирование деятельности в сфере креативных индустрий, кадровая политика.
– Одним из пунктов программы станет развитие креативных индустрий/креативного сектора в регионах России. Есть ли уже примеры такого развития – какие города и каким образом стали привлекательнее для жизни и туризма? Много ли обычно принимает участие в «Российской креативной неделе» представителей из регионов?
– В «Российский креативной неделе» ежегодно принимают участие региональные делегации, в этом году их будет 40. За время своей работы мы видим большие подвижки: созданы агентства по развитию креативных индустрий, рабочие межведомственные группы; множество неординарных, самобытных идей родилось и реализуется в регионах. В упомянутом выше Красноярске в ближайшее время запустят центр кастомизации*, откроется Университет креативных индустрий, а перечень культурных мероприятий, которые с завидной регулярностью здесь проходят, закрепил за городом статус креативного сердца Сибири. Также хотелось бы отметить Якутию, лидера креативного бизнеса: это касается и развития компьютерной графики и компьютерных игр, и в целом подхода к развитию креативной экономики. Если говорить, например, о дизайне, то, конечно, вспоминается Казань, которая стала точкой притяжения во всех смыслах этого слова для людей данной профессии. Перечислять можно долго, и всё это работает и на благо жителей самих регионов, и на туристическую привлекательность.
– В чём, на ваш взгляд, ключевая задача «Российской креативной недели»? Что она даёт участникам?
– Главное – это создание пространства для диалога. Как я отметила ранее, мы собираем в одном месте представителей различных сфер, отраслей, связанных с креативными индустриями, но «оторванных» друг от друга в обычной жизни, чтобы все вместе могли обсудить проблемы, которые беспокоят, сложности, барьеры, нащупать действенные способы их решения, сформировать модели на будущее.
– Какие основные проблемы требуется решить в ближайшем будущем, чтобы креативная экономика и каждая отдельно взятая креативная индустрия успешно развивались?
– К вышеназванным я бы добавила ещё одну, возможно, главную проблему: второстепенную роль, отведённую культуре и креативным индустриям во времена трансформаций. Сегодня говорят, что на первом месте стоит развитие производства, сельскохозяйственного сектора и т.д. Но этот рестарт невозможен без привлечения людей из креативного сектора. Без промышленного дизайнера нельзя построить качественные и конкурентоспособные машины, мебель, самолёты и т.д. Только творческие, нестандартно мыслящие люди способны предлагать и создавать новый продукт, который в кризисное время может обеспечить рывок. Сейчас особенно важно делать ставку на творческих, свободных, талантливых, неординарных людей, и хорошо, что в России их много.
Беседу вела
Валерия Галкина
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Марина Николаевна Абрамова – директор ФГБУ «Роскультцентр» и директор форума «Российская креативная неделя». Член правления Федерации креативных индустрий, член правления Российского книжного союза, член Международной гуманитарной организации «Императорское православное палестинское общество». В 2014–2019 гг. – вице-президент издательской группы «Эксмо-АСТ». В 2019 г. – руководитель Всероссийского культурологического марафона «Все грани Гранина». В 2015–2017 гг. – куратор программ книжного фестиваля «Красная площадь».
«Российская креативная неделя» проходит в Парке Горького уже в третий раз