Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 июля 2022 г.
  4. № 27 (6841) (06.07.2022)
Литература Библиосфера

Светлый след земной

06 июля 2022

Анатолий Юнна. В окопе дней. Избранное. – М.: У Никитских ворот, 2022. – 180 с.

Что может быть эфемернее стихов? Что может быть прочнее их? Заключённые в стихотворную форму мысли и смыслы сохраняются навсегда в некоем метафизическом пространстве, становясь нестираемым свидетельством человеческой жизни. Перед нами – собрание подобных свидетельств, своего рода поэтический дневник, итог многолетней творческой работы поэта, русского офицера и врача Анатолия Юнна.

Следуя по «дороге, выстланной стихами», он размышляет над вечными вопросами и, словно горящий факел, несёт через жизнь смыслообразующие ценности: любовь – к женщине и Родине, верность своим идеалам, память о прошлом и поэзию.

В книге, как и в жизни, всё начинается с любви. Раздел с красноречивым названием «Любовь всего дороже» включает в себя несколько пронзительных лирических циклов и предваряется посвящением супруге. Говоря об этом чувстве, поэту удаётся избежать как излишнего пафоса, так и приторности: его слова просты и правдивы, а потому трогают сердце – «Просто ты мне для счастья нужна, / И другого мне счастья не нужно», «Если б не было стихов, я б взамен цветами / Застелил бы каждый твой светлый след земной!»

Обращается Юнна и к классической для нашей словесности теме, которую условно можно обозначить как «поэт и поэзия». В своих стихах автор размышляет о предназначении художника, об ответственности за талант, о сплетении творческой и человеческой судеб. И вступает в диалог с предшественниками: «Я не хочу быть больше чем поэт, мне хватит званья русского поэта», «И обречён быть патриотом, поэт, – или перо сожги». В служении слову, как и в любви, Юнна ставит искренность во главу угла, призывая: «Поэты, сверим часы со стуком наших сердец!»

Важнейшее место занимает в книге гражданская и военная лирика (разделы «Шинель и Родина, а большего не надо…», «Я – офицер, я в высшем ранге!», «Будем славить живых и оплакивать павших», а также поэмы «Нежная травушка льна» и «Русь на этом и стоит»). Родина, природа, война, память о подвигах предков сплетаются воедино – не разделить. Слово за словом Юнна ткёт полотно судьбы многострадальной России:


«За кого же слёзы?» – ты спросила.

«За тебя, – отвечу, не тая, –

Бедная богатая Россия –

Матушка невольная моя!»


Родина предстаёт в образе матери, в образе женщины – и в этом тоже прослеживается следование традициям русской литературы. Быть может, именно в этих стихах ощущается наибольший эмоциональный накал, надрыв: чувствуется, как у поэта болит сердце за страну. Сам он формулирует это так: «О России писать нужно слёзно / Или вовсе никак не писать».

С особой болью пишет поэт о войне – не только Великой Отечественной, но и о конфликтах в Афганистане, Чечне, Сирии… Военный врач, побывавший в горячих точках, Анатолий Юнна знает о ней не понаслышке и говорит откровенно: «Война – это самый низ жизни, ниже – уже смерть». Красной нитью проходит через эти стихи образ скорбящей матери, а солдатские письма с фронта перекликаются, словно заблудившееся в горах эхо: из 1941-го – в 1980-е, и всё об одном: прости, мама, но защитить Родину и тебя было моим святым долгом… Остро и злободневно звучит тема преемственности, сохранения памяти о войнах прошлого: Юнна уверен, что только ей под силу предотвратить повторение этого ужаса в будущем:


Мы такие, как вы, только время спустя:

Сыновья, даже внуки и правнуки ваши,

Мы такие, как вы, только знайте: не зря,

Будем славить живых и оплакивать павших.

Не за то, чтоб, трезвоня, закатывать пир,

Не за то, чтоб, оружием бряцая, слыли,

А за то, чтобы мир был действительно мир,

Чтобы цену его никогда не забыли.


Трогателен раздел, включающий раннюю лирику: первые поэтические опыты автора (а писать стихи Анатолий Юнна начал в 9 лет) сопровождаются его комментариями и примечаниями, что возвращает нас к мысли о поэтическом дневнике. Вся его жизнь – на этих страницах.

Но в нашей многотрудной жизни куда же без юмора? Для ценителей хорошей шутки Юнна включил в сборник и поэму «Кенгуру» – «природный кладезь юмора и сатиры». Впрочем, это не поэма в прямом смысле слова, а скорее книга в книге: здесь есть и остроумные афоризмы, и авторские анекдоты, и весёлые, но поучительные современные басни – например, о маркетологе, который так усердно расхваливал гроб, что взял да и умер.

Разноплановая по содержанию, книга получилась очень цельной. В ней – судьба отдельного человека, поколения и страны – со всеми радостями и горестями. Обыденность и величие простой и достойной жизни русского офицера и поэта, воюющего «в окопе дней» против забвения и смерти.

Людмила Тарасова



Тэги: Людмила Тарасова
Обсудить в группе Telegram

Людмила Тарасова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Заметки Сострадамуса

    17.08.2022
  • Сохранить и продолжить

    01.06.2022
  • Тысяча и одна встреча

    10.11.2021
  • Эксперименты с музыкой и словом

    26.10.2021
  • Формула самобытности

    14.07.2021
  • Фантастика выживет

    31 голосов
  • Казань без казёнщины

    17 голосов
  • Сохранить и продолжить

    15 голосов
  • Сегодняшняя Ася

    11 голосов
  • Классик и его Надежда

    11 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS