2200 год. Марс, цветущая яблонями технократическая республика. Земля – планета трущоб и преступности, преимущественно кибернетической. А какой ей ещё быть на пороге XXIII века? В этом мире будущего развернётся драма, не в первый раз поднимающая важный вопрос – насколько понятие человечности зависит от формы, заключающей в себе сознание.
«Марс-экспресс» – французский анимационный научно-фантастический детектив Жереми Перена, в равной степени сочетающий как классическую французскую анимацию, так и влияние японского аниме. Благодаря этому фильм приобретает свой оригинальный и неповторимый стиль, прорезающий жанровые рамки и устоявшуюся визуальную классификацию. Его герои, оживлённые мультипликаторами, также оказываются очень убедительными и яркими, несмотря на массу клише, заимствованных из киберпанка и нуара.
Алин Руби – детектив, пытающаяся побороть зависимость от алкоголя, Карлос Ривера – сознание погибшего человека, загруженное в андроида, и далее по списку: хакер-идеалист, бизнесмен в погоне за сверхприбылью, классическая дева в беде etc. Ничего нового на первый взгляд, лишь ряд устоявшихся жанровых фигур, но вместе с тем каждая выписана с большой тщательностью.
Картина Перена вообще отличается предельным вниманием к деталям, в особенности обеспечивающим научно-фантастическую достоверность.
Особенно хорошо это показывает момент аварии автомобиля, в котором едут герои, где выверен каждый момент, начиная от того, как салон заполняет упругая пена вместо привычных нам подушек безопасности, до момента, когда пассажиров из повреждённой машины извлекает роботизированная система. Весь процесс показан крайне подробно, хотя и разворачивается он на фоне основной сцены, драматической и напряжённой, но не перекрывает её, а дополняет, делая действие объёмным.
При этом все технические мелочи лишь фон для основной драмы – конфликта нравственности и жадности, жертвой которого становятся представители небиологической формы жизни. Роботы в этом мире не имеют никаких прав, несмотря на то что они так же разумны, как и люди, и так же умеют чувствовать и сострадать. В этом отношении мыслящие машины очень близки к изначальному образу, данному ещё Карелом Чапеком в пьесе «R.U.R.», минуя десятилетия развития научной фантастики и убедительно доказывая, что всё новое – это хорошо забытое старое. Да и в целом фабула фильма почти полностью повторяет одну из сюжетных линий второго сезона сериала «Мир дикого запада», который в свою очередь повторяет долгую последовательность научно-фантастических романов о том, как честные роботы спасаются от мстительного и жестокого человечества. Однако «Марс-экспресс» выделяется на общем фоне тем сочетанием иронии, лаконичности и глубины, которая отличала произведения Роберта Шекли.
Так, за маской внешнего благополучия постиндустриальной марсианской мечты, где вкалывают роботы и счастлив человек, обнаруживаются довольно мрачные подробности. В глубине марсианских тоннелей живут опустившиеся наркоманы, а студенты, чтобы оплатить неподъёмную стоимость учёбы, вынуждены либо продавать своё сознание для использования в качестве живого придатка к вычислительной системе, либо торговать своим механическим клоном в публичном доме. И чем дальше, тем более печальной оказывается оборотная сторона техногенного рая, построенного на новом виде рабства.
Достижима ли хоть какая-то мечта в обществе, строящемся на рабской эксплуатации? Ведь за образом парада нелепых, иногда намеренно карикатурных роботов легко прослеживается любая наиболее ущемлённая и изолированная часть любого социума, которая не только нещадно эксплуатируется, но ещё и при случае оказывается виновной в наиболее острых проблемах общества. Каждый зритель в каждой стране, немного подумав, вспомнит тех, кого, по мнению толпы, необходимо поскорее выставить за порог. Тот самый простой ответ на вопрос «кто виноват?», когда вместо поиска корней проблемы так легко обвинить тех, кто не сможет за себя постоять, не имея прав и будучи задавленным системой.