Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 июля 2024 г.
  4. № 27 (6941) (10.07.2024)
Общество

Лишь бы только читал?

Какие смыслы обретёт ребёнок в современном тексте

11 июля 2024
Сначала прочти сам, потом покупай книгу ребёнку / Владимир Вяткин / РИА НОВОСТИ

В России отношение к книге почти библейское – открывая её, человек подспудно готов услышать весть, слово, познать мир. Но наряду с вечной классикой, несущей нравственно-этический идеал русской культуры, наши дети читают и современную детскую литературу, в которой часто нет не только мировоззренческой целостности, но и хорошего русского языка.

В детской книге сегодня можно встретить что угодно – от психологических аффирмаций для малышей до эзотерических экспериментов в подростковой фантастике. Детская литература отдана во власть рынка, для которого важна прибыль, а не литературная и мировоззренческая ценность. И неудивительно, что ставка сделана на современную переводную западную детскую литературу, издавать которую выгодно. Она хорошо иллюстрирована, привлекательна, легка для восприятия – фокус внимания в ней переведён с текста и смысла произведения на художественное оформление: отсюда обилие картинок, комиксов, энциклопедий.

Из одной книги для малышей в другую кочуют похожие друг на друга милые герои и шаблонный текст в духе: «– А птички почему так громко поют? – спросил Лисёнок. – Чтобы мы могли танцевать, конечно же! – пропела мама». И вроде книжки красивые, адаптированные, и герои добрые, но почему-то после прочтения становится грустно: неужели миру детства может быть присуща такая скудость восприятия, отсутствие художественного образа, примитивный русский язык?

При всей своей мнимой нейтральности – «за всё хорошее против всего плохого» – детская западная литература очень дидактична и последовательно транслирует свои ценности: приземлённость, упрощение, утилитарность всех аспектов жизни, независимость ребёнка, сосредоточенность на эмоциях, стремление к успешности и т.д. Так, например, богато иллюстрированная сказка «Крошка Венди и дом на дереве», в аннотации которой сказано, что это «одна из самых трогательных книг, которую вы когда-либо читали», на деле оказывается историей о том, как героиня крольчонок с задатками успешного предпринимателя утёрла нос всем, кто в ней сомневался.

Обращает на себя внимание какая-то болезненная привязанность западных авторов к психологии, которой в детской книге отводится роль религиозного сознания. Если книги для дошкольников и младших школьников несут положительные аффирмации, то литература для подростков и молодёжи с точностью до наоборот погружает в мир уныния, конфликта, одиночества, сарказма, психологии травмы: акцент делается на неполноценности ребёнка, семьи, человека. Можно бесконечно перечислять эти «произведения»: от «Джулии и акулы» от «автора бестселлеров и лауреата премий» об отношениях девочки и её психически больной мамы до «50 дней до моего самоубийства». Таким понятиям, как жизнелюбие, жизнерадостность, тяга к высоким целям, романтика, дорога в западную подростковую литературу закрыта. Чудища и монстры, мир ужасов, мистики и эзотерики. Ряд исследователей утверждают, что это «новый вид сказки», но на самом деле это хорошо продаваемый духовно опасный вид (анти)литературы, насаждающий в традиционном мифологическом сознании ребёнка инфернальных героев и воздействующий на детскую психику.

Проблема усугубляется тем, что теперь и отечественная детская литература подражает западным образцам. Если дело происходит в русской сказке на новый лад, то сюжет почему-то развивается «как в школе монстер-хай». Есть большая разница – читаю ли я малышу потешки, прибаутки, книжки, в которых есть игровой подход, метафоры, шутки, присказки, где звучит родная полноценная речь, или «книги для тоддлеров» в духе изданий «Мои эмоции», «Моя любовь всегда с тобой» и пр. В последнем случае мы колоссально обедняем себя и своего ребёнка.

Сегодня, безусловно, есть прекрасные российские авторы и хорошие книги, но они издаются мизерными тиражами и до читателя просто не доходят. Слово воспитывает, радует, согревает. Если я читаю в народных русских сказках А.Н. Афанасьева, например, «мышечка-тютюрюшечка» или «ящерка-шерошерочка», – это праздник души и слуха. Но попробуйте купить в интернет-магазине книгу сказок А.Н. Афанасьева – её нигде нет в наличии, книга не издаётся.

А хорошую книгу российские дети ждут! Добрую, весёлую, многогранную, такую, чтобы после её прочтения всё вставало на свои места, прибавлялось сил, вырастали крылья, а с героями хотелось дружить. Чтобы хотелось разобрать книгу на цитаты, срисовать иллюстрации, дать почитать другим. Если речь о познавательной книге – чтобы с каждой страницей мир вокруг становился интереснее, прочитав её, хотелось стать геологом, изобретателем, художником, балериной, ветеринаром – а лучше всеми сразу. Вот такую книгу.

Елена Жданова, научный сотрудник Российского института истории искусств, Санкт-Петербург

В ТЕМУ

По данным Книжной палаты, в первом квартале список наиболее издаваемых авторов детской литературы по объёму тиражей возглавила Астрид Линдгрен (иностранная классика), на втором месте – Е.А. Ульева (психология, пособия для детей), третье и четвёртое у современных западных авторов Вебба Холли и Коутона Скотта. Русская и советская классика расположились на 5–12-м местах. Далее – Хантер Эрин, Дидье Энн, Манкастер Гарриет и т.д.

Проанализировав этот список, можно сделать вывод, что на современных отечественных авторов приходится примерно 3% тиражей.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кровь для Победы

    08.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Утопленное оружие

    07.05.2025
  • Злой не имеет будущего

    07.05.2025
  • На сломанном дереве

    07.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS