Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 июля 2014 г.
  4. № 28 (6471) (16.07.2014)

Знания «на вырост»

Для почемучек

16 июля 2014

Алексей Насретдинов. Буравчик на звуковых волнах. – М.: Бослен, 2014. – 208 с.: ил. – 2000 экз.
Алексей Насретдинов. Буравчик в Греции: Путешествие в историю челове­чества. – М.: Бослен, 2014. – 256 с.: ил. – 2000 экз.

Как и все другие дети на земле, любознательный мальчик Буравчик и начинающая скрипачка Босленка хотят поскорее узнать абсолютно всё. Ну, Буравчик засыпает взрослых своими вопросами, «вкручиваясь» во всё интересное. Как-то мама взяла Буравчика с собой в библиотеку, где он познакомился с настоящим писателем. И с этого момента писатель становится для Буравчика постоянным источником информации, этакой «живой» энциклопедией. Начиналась оживлённая переписка по электронной почте: вопрос Буравчика – ответ писателя. Вот так незатейливо и выстраивается сюжет двух первых книг серии «Пытливый ум», выпущенных издательством «Бослен». Такой приём позволяет физику и музыковеду, автору научной книги «Физика и анатомия музыки» Алексею Насретдинову, рассказать детям о самых разных вещах и явлениях, с которыми им приходится сталкиваться в жизни.

Конечно же, писать для детей совсем непросто. Обычной информативности здесь явно недостаточно, ведь источников информации сейчас много, нужно лишь воспользоваться услугами интернетовских поисковиков. Вот только написано там всё для взрослых, к тому же с помощью совершенно непонятных для детского сознания терминов. А детям нужно уметь доходчиво рассказать на понятном для них языке, причём рассказать так, чтобы им было интересно, даже весело. Иначе ребёнок заскучает и любая самая нужная и полезная информация, как говорится, «в одно ухо влетит, в другое вылетит».

В первой книге – «Буравчик на звуковых волнах» – речь идёт обо всём, что касается звуков и музыки: почему собственный голос в записи – «противный»? Почему у людей разные голоса? Почему шмель жужжит «низко», а комар пищит «высоко»? Какие звуки музыкальные, а какие нет? Почему в самолёте «закладывает» уши? Почему нот всего семь? Почему гитара фигурная и округлая, а балалайка треугольная?

И на все эти и многие другие вопросы даются подробные ответы, проиллюстрированные картинками. Кажется, что многие объяснения читать будет интереснее даже не столько детям, сколько их родителям. Например о том, можно ли услышать, как караси завтракают? Признаться, я всегда считал это шуткой заядлых рыбаков, а вот оказывается, что рыбы объедают с корней камышей всякие водоросли, букашек, поэтому камыши колышутся и шумят. И если тихо вокруг, эти звуки можно уловить.

Конечно, многое объяснить совсем простым языком не получается, поэтому в конце книги имеется небольшой словарик, в котором объясняются такие слова, как мембрана, резонаторы, обертоны. Возможно, эти понятия слишком сложные для восприятия младших школьников и их следовало бы избежать, но таков авторский замысел – дать знания немного «на вырост». Возможно, в этом есть рациональное зерно, хотя кое-что, по-моему, можно было бы объяснить и попроще, избегая предложений типа «барабанная перепонка переводит энергию звука в механическую энергию движения трёх косточек в среднем ухе». Но опыт учёного здесь, видимо, «перевесил» опыт педагога.

Помимо ответов на вопросы маленьким читателям предлагается самим провести некоторые хитрые эксперименты. Например с помощью коробки из-под телевизора самим создать звук и звуковую волну или изготовить настоящую лютню. Конечно, с помощью взрослых, тем более что детям многие эксперименты вообще небезопасно проводить самостоятельно. Автор специально «подбивает» детей на то, чтобы они «втягивали» в свои эксперименты родителей. Это их сближает, делает взаимоотношения более доверительными, да к тому же и самим родителям будет нелишне немного пополнить свой багаж знаний.

Вторая книга – «Буравчик в Греции» – построена в форме описания занимательного путешествия Буравчика, его родителей и друзей, и, конечно, кота Шредингера по Средиземному морю на настоящей яхте. Переплывая от одного греческого острова к другому, Буравчик знакомится не только с историей этой замечательной страны, её архитектурой и культурой, но также узнаёт много нового о путешествиях, природных явлениях, да и вообще о «морских делах».

Примечательно, что, рассказывая о греческой мифологии, писатель сообщает Буравчику довольно серьёзные сведения о мировых религиях, о Моисее, Иисусе Христе и Мохаммеде. И это важно, поскольку «просто знание истории религий иудаизма, христианства и ислама могло бы погасить большую часть вражды между людьми разных конфессий». К сожалению, такого знания очень не хватает не только детям, но и взрослым.

А ещё вместе с Буравчиком читатели узнают об истории Олимпийских игр, о том, что такое демократия и зачем она нужна, откуда произошли русские люди и русская письменность, проследят сложный путь пельменей из Китая в нашу страну и дальше, в Европу. И научатся самостоятельно изготавливать знаменитый греческий салат.

На многие «детские» вопросы удалось ответить Алексею Насретдинову, их задавали писателю ученики московской и чукотской школ. Поэтому они и получились настоящими, волнующими реальных детей. Обе мои дочери в разные годы мне их тоже задавали. И ещё наверняка зададут. А ответить будет теперь намного легче.


Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Александр Себелев

Шеф-редактор интернет-журнала "Пролог", член СП... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS