САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Адрес e-mail:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
ЛГ online

От перекрестка к перекрестку

04.12.2019
От  перекрестка к перекрестку Беседа с писателем и музыкантом Софией ЭЗЗИАТИ.

Под знаком Дельвига

27.11.2019
Под знаком Дельвига Положение о Всероссийском открытом конкурсе на соискание премии «За верность Слову и Отечеству» имени Антона Дельвига.

Писатель, незаслуженно оставшийся в тени

23.11.2019
Писатель, незаслуженно оставшийся в тени Митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ размышляет о творчестве А.К.Толстого.
ЛГ плюс

Позывной: Москвич (часть третья)

06.12.2019
Позывной: Москвич (часть третья) Продолжаем публиковать фрагменты записок русского добровольца – московского предпринимателя, отправившегося летом 2014 года на войну в Донбасс.

«И однажды становится странно…»

30.11.2019
«И однажды становится странно…» Станислав ЛИВИНСКИЙ по образованию фотограф. Неудивительно, что детали в стихах он выписывает с фотографической четкостью.

«…где висит человек на блесне»

22.11.2019
«…где висит человек на блесне» Образы Алексея ГРИГОРЬЕВА могут показаться мрачными и депрессивными. Но кто сказал, что это минус?
ВИДЕОРЯД

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...
Спецформат

Неизвестный Летов

09.12.2019
Неизвестный Летов О выставке в Омске «Все идет по плану» (и не только о ней) рассказывает Елена МАЧУЛЬСКАЯ.

«Визитная карточка» Сан-Франциско

07.12.2019
«Визитная карточка» Сан-Франциско О новаторском методе российско-американского художника Владимира ВИТКОВСКОГО рассказывает Ирина ТОСУНЯН.

Мюзикл – жанр демократичный

05.12.2019
Мюзикл – жанр демократичный Композитор Ким БРЕЙТБУРГ о современном прочтении классики.  
ОПРОСНИК
  1. Какой Ваш любимый праздник?
Результат
Позиция

«Неправильный» возраст

08.12.2019
«Неправильный» возраст Почему «предпенсионники» остаются самой уязвимой группой? Размышления Григория САРКИСОВА.

Вспоминая князя Таврического

03.12.2019
Вспоминая князя Таврического В Молдавии отметили 280-летие со дня рождения Григория Потемкина.

Видеомост Москва-Минск

02.12.2019
Видеомост Москва-Минск О чем говорили мусульмане на совместной встрече с православными?
  • Статьи
  • 2015 год
  • № 28 (6516) (8-07-2015)
  • Беспилотный грузовик

Беспилотный грузовик

Шипилевский Геннадий

Беспилотный грузовикИдея хороша, но полезна ли?

Общество / Общество / Научная среда
Шипилевский Геннадий

Теги: наука , образование , развитие

30 июня вступил в силу Закон «О промышленной политике», предусматривающий широкий спектр мер для развития производства, обеспечения занятости и повышения уровня жизни населения. В числе основных задач – стимулирование внедрения результатов интеллектуальной деятельности, повышения производительности труда, внедрения импортозамещающих, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий. Но достаточно ли этого для импортозамещения?

Вроде бы всем понятно, что должна делаться продукция, способная конкурировать и внутри страны, и на мировом рынке, но никто не ставит вопрос, а за счёт чего и какими средствами будет решена эта задача. Объявлены государственные приоритеты, но забыто, что успех может быть достигнут только на фундаменте базовых отраслей – машиностроения и приборостроения. Даже синхрофазотрон не собрать без гаечных ключей.

Опыт, в том числе мировой, показывает, что нужный эффект достигается только при воздействии на точки роста, из которых прорастают урожайные для многих полезных областей всходы. Такими точками могут быть строительно-дорожное, коммунальное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение. А обеспечение спроса на продукцию этих отраслей должно быть связано с адресной поддержкой потребителей (например, дорожников или животноводов), заточенных исключительно на машины и оборудование отечественного производства. Не исключено, что здесь помогли бы и некоторые льготы по налогам или кредитам, обусловленные использованием новых отечественных научно-технических продуктов. И есть лёгкий и точный способ отслеживать ход этого процесса – достаточно посмотреть, сколько патентов, выданных гражданам РФ, использовано при создании того или иного продукта.

При таком подходе появится спрос на качественные материалы, на совершенствование станочного оборудования, а самое главное – на результативные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Да, государственные структуры законодательно не очень свободны в средствах поддержки частных предприятий. Но и тут мировой опыт показывает, что самые что ни на есть рыночные державы находят такие средства и без стеснения открыто пользуются ими.

И ещё хочу обратить внимание на одну особенность проблемы. Сегодня научно-технический интеллектуальный продукт поставлен государством на одну доску с любыми другими товарами и услугами и заказывается только на условиях тендера. Это значит, что заказ будет поручен не тому, кто может его выполнить лучше всех, а тому, кто назначит более низкую цену или более близок к влиятельному заказчику. Наши законодатели и руководители забыли или намеренно игнорируют известные факты. Лучшие ракеты создавались тогда, когда конкурировали Королёв, Челомей и Янгель. Лучшие самолёты были сделаны при конкуренции Микояна и Сухого или Туполева и Ильюшина. Можно назвать ещё много таких же конкурирующих разработчиков. Всё делалось за государственный счёт, но никаких тендеров тогда не было.

На этом фоне происходят и вообще удивительные вещи. В СМИ появилась информация о том, что Минобрнауки отвалило КамАЗу (и одной фирме за его спиной) аж 300 миллионов руб­лей на создание «беспилотного грузовика» (а весь проект оценивают в 18 миллиардов!). Сначала вспоминается известная поговорка о том, что семь лет мак не родил, а голода не было. Дальше идёт удивление на тему отсутствия каких-либо открытых сведений о тендере (со всякого рода предположениями). И наконец, горестное сожаление о том, какова компетентность людей, имеющих право принимать такие решения.

Ещё 30 лет назад обсуждалась идея создания тракторов-роботов для сельского хозяйства, и было убедительно показано, что задача вполне решаема, но потери производительности и рентабельности делают эту идею абсолютно бесполезной. У грузовиков будут точно такие же (плюс свои) проблемы, суть которых понятна даже на обывательском уровне. Исследовать это направление можно, но совсем с другого конца – кому и зачем это может пригодиться и как этим можно будет пользоваться. Но почему-то одобрять эти идеи взялся Московский институт стали и сплавов – родной вуз господина Ливанова, имеющий к автомобилям и транспорту весьма отдалённое отношение.

Только конструкторские службы предприятий при наличии опытных сотрудников, хорошо знающих как особенности технологии этих предприятий, так и нюансы применения выпускаемых изделий, способны создавать современные со всех точек зрения конструкции. Сами опытно-конструкторские работы (НИОКР) по существу являются определённого рода инвестициями и должны гарантированно давать полезный результат. Собственно научные исследования, результат которых ничего не гарантирует, кроме знания (в том числе «как не надо делать»), должны вести совершенно отдельные, но взаимодействующие с конструкторами структуры. Они и являются той самой прикладной наукой, которой теперь у нас практически нет.

У Минсельхозмаша СССР было в Москве целых пять НИИ. Первыми погибли те, чьи сотрудники соблазнились приватизацией по второму принципу, когда акции получили все поровну. В условиях полного отсутствия заказов, финансирования и зарплаты они быстро продали свои акции шустрым людям, которые тоже не стали финансировать науку и просто вынудили сотрудников уйти. А вот научно-исследовательский тракторный институт НАТИ, в котором я проработал 46 лет, продержался довольно долго, выдержав сначала попытку его обанкротить, а потом отобрать почти все площади. Но и его постигли сначала преобразование из ФГУП в ОАО, а затем продажа всех акций какой-то никому не известной фирмочке. И его 85-летняя история в 2010 году закончилась.

Нынешние владельцы и руководители промышленности часто не понимают того, что развитие невозможно без поиска, без создания заделов на всякий случай. Я почти полтора года общался с конструкторским подразделением крупного машиностроительного концерна, пытаясь убедить его руководство в необходимости ведения поисковых научно-исследовательских работ (НИР). В конце концов выяснилось, что их финансирование идёт через сбытовую структуру концерна и только на конкретные проекты с гарантией выхода на производство и на рынок. А необходимость создания заделов они и сами не понимают. Ну и получаются машины, как в песне «Я тебя слепила из того, что было».

Единственным решением видится образование отраслевых государственных научных центров на бюджетном финансировании. Их задачей должно быть проведение исследований вплоть до разработки и изготовления экспериментальных образцов, и ни в коем случае не по договорам (хотя договорные работы по заказам промышленности вполне допустимы).

Каждый такой центр должен иметь годовой план, утверждаемый не вышестоящими чиновниками, а общественными научно-техническими советами по отраслям. Советы должны рассматривать на основе серьёзных экспертиз как задания на проведение предлагаемых центром исследований, так и отчёты о полученных результатах и рекомендации для дальнейших работ. При этом обоснованные рекомендации «считать полученные результаты не заслуживающими продолжения» должны пользоваться таким же уважением, как и другие. Должна быть разработана и утверждена процедура передачи рекомендованных для ОКР результатов конструкторским организациям промышленности (с возмещением затрат государства или безвозмездно).

Конечно, вряд ли подобные решения будут приняты незамедлительно. Но если этот текст заставит кого-то из власть имущих хотя бы задуматься, то что-нибудь полезное может получиться. Я надеюсь до этого дожить.




Оценить:

Оценка: 10 - Голосов: 10

Фома, 08.07.2015

Напрасно. Не доживете. Задумывается лишь тот кто думал до этого. С чего бы ради начать делать это тому кто и раньше не парился?
Напрасно. Не доживете. Задумывается лишь тот кто думал до этого. С чего бы ради начать делать это тому кто и раньше не парился?

Глеб (змеелов), 09.07.2015

"Опыт, в том числе мировой, показывает, что нужный эффект достигается только при воздействии на точки роста, из которых прорастают урожайные для многих полезных областей всходы. Такими точками могут быть строительно-дорожное, коммунальное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение. А обеспечение спроса на продукцию этих отраслей должно быть связано с адресной поддержкой потребителей (например, дорожников или животноводов), заточенных исключительно на машины и оборудование отечественного производства".
Автор в обычном для "ЛГ" стиле ловко ломится в открытую дверь. В этом году Правительством РФ были предоставлены льготы для производителей сельхозтехники, имеющих локализацию более 70 %. Те, кто делал ставку на торговлю исключительно иностранной сельхозтехникой загибаются. "Ростсельмаш" запустил в производство новую модель комбайна, в которой заложены собственные патенты "Ростсельмаша". Оказывается можно и так...
Зачем "ЛГ" писать про реальность? Ведь столько фантастов пропадает! Кто лучше всех содрогается от рыданий - молодец!
"Опыт, в том числе мировой, показывает, что нужный эффект достигается только при воздействии на точки роста, из которых прорастают урожайные для многих полезных областей всходы. Такими точками могут быть строительно-дорожное, коммунальное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение. А обеспечение спроса на продукцию этих отраслей должно быть связано с адресной поддержкой потребителей (например, дорожников или животноводов), заточенных исключительно на машины и оборудование отечественного производства". Автор в обычном для "ЛГ" стиле ловко ломится в открытую дверь. В этом году Правительством РФ были предоставлены льготы для производителей сельхозтехники, имеющих локализацию более 70 %. Те, кто делал ставку на торговлю исключительно иностранной сельхозтехникой загибаются. "Ростсельмаш" запустил в производство новую модель комбайна, в которой заложены собственные патенты "Ростсельмаша". Оказывается можно и так... Зачем "ЛГ" писать про реальность? Ведь столько фантастов пропадает! Кто лучше всех содрогается от рыданий - молодец!


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 


Новости
08.12.2019

Валерию Попову – 80!

8 декабря известный писатель отмечает юбилей.
07.12.2019

«Русская литература» в Париже

Писатели России и Франции приняли участие в открытии престижного салона.
07.12.2019

КГБ убил Альбера Камю?

В бестселлере итальянца Джованни Кателли выдвигается именно такая версия.
06.12.2019

«Чистая книга» обнародовала шорт-лист

Премия имени Федора Абрамова определилась с коротким списком претендентов.
06.12.2019

В пространстве Community…

ЛитРес объявил лауреатов премии «Электронная буква – 2019».

Все новости

Книга недели
Откровенно о себе

Откровенно о себе

Евгений Водолазкин раскрывает подробности создания своих знаменитых романов
Колумнисты ЛГ
События и мнения
Макаров Анатолий

Наследники Смердякова

Интеллигентский скептицизм, непреходящее недовольство начальством, своей страной...

Век такой, какой напишешь
Попов Валерий

Оно

Государство – это прежде всего его престиж, его сла­ва, его таланты. Раньше оно ...

Очевидец
Евстафьев Дмитрий

Тяжёлая ноша многополярности

России, где много и правильно говорили про многополярность, кажется, стоит радо...

Если по-честному
Крашенинникова Вероника

Какой век на дворе? XVI или XXI?

Знакомый московский профессор однажды спросил у студентов, как они относятся к о...

События и мнения
Воеводина Татьяна

7 лет в ВТО

Вроде только вчера вступила Россия в ВТО, а мину­ло семь лет.

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2019
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда
Яндекс.Метрика