Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 июля 2017 г.
  4. № 28 (6606) (19.07.2017)
Библиосфера

Исходя из жизни как таковой

19 июля 2017

Анна Козлова. F20. Кинороман. «Дружба народов», № 10 2016

Лонг-лист «Большой книги»

Роман Анны Козловой «F20» не только вошёл в лонг-лист «Большой книги», но и взял «Нацбест». Выигрышна сама тема: история взросления двух сестёр-шизофреничек с диагнозом F20 (параноидальная шизофрения, приступообразный тип течения с нарастающим дефектом личности). «Шиза – это зверь, это чёртов дьявол. Сейчас она, конечно, разжала свои лапы, но она всё равно рядом, я чувствую её. Она просто ждёт подходящего момента, чтобы снова схватить меня», – признаётся младшая сестра. Повествование же ведётся от лица старшей сестры, Юли, взгляд её на все происходящее уже сам по себе работает как приём остранения, дающий совершенно уникальный угол зрения. И здесь в принципе не нужны метафоры, какие-то оригинальные эпитеты или иные стилевые красоты, достаточно просто фиксации увиденного. Главная удача романа в том, что пропущенный через призму этого честного и жёсткого взгляда подростка, называющего всё своими именами, сумасшедшим оказывается наш, взрослый мир. Роль психически больного ребёнка сродни роли юродивого, имеющего право говорить всё, что угодно, и тогда, когда угодно. Девочки явно не от мира сего, они слышат всевозможные голоса, и наиболее отчётливо – голос недавно умершего соседа Сергея, который просит взять из его квартиры драгоценности и передать их вдове. Что в конце концов и делает младшая сестра героини Анютик; за это получает благодарность от потрясённой вдовы и нагоняй от собственной матери, ибо драгоценностей оказалось аж на 2 млн. рублей. Юля вынуждена скрывать от всех свою ненормальность, от всех, кроме своей сестры и сожителя матери Толика, с которым та познакомилась в «шиздиспансере», где он лечился. Главная героиня, безусловно, интересна и неординарна, и даже не своей болезнью, бесконечным пожиранием психотропных препаратов и неотступным желанием то и дело вырезать на своих стопах разные слова, а тем, что в результате болезни имеет право отвергнуть привычную фальшь взрослого мира и быть самой собой. Монотонная фиксация происходящего в сочетании с неожиданным углом зрения даёт потрясающий и трагический, и комический эффект. В этой в целом печальной истории есть несколько по-настоящему смешных мест: это и история с собакой Лютером, прокусившей щёку кинологу, и с частной учительницей Анютика Мариной Александровной, и с пьющей мамой Толика, и с организацией свидания одинокой старухи-девственницы с пожилым консьержем... Вот как, например, описывается ситуация с учительницей: «Дорога и впрямь чудовищно Марину Александровну изматывала. Приезжая к нам, она раздевалась, распространяя сладкий дух классического парфюма, садилась за стол и, пока Анютик раскладывала тетрадки, интересовалась, нет ли у нас чего-нибудь поесть? Ела Марина Александровна всё, её устраивали и пирожные, и вчерашний борщ. 100 долларов скромно поджидали её в конвертике в прихожей. Алгебра бывшую учительницу не слишком интересовала. Обычно она жевала, рассевшись за столом и засыпая учебники крошками, рассказывала, какой красавицей была в молодости, как за ней увивались мужчины, какие романы она закручивала на отдыхе в Гаграх и Дагомысе».

Есть в романе и линия трагической любви старшей сестры к однокласснику – поляку Мареку, которая закончилась самоубийством юноши. Выйти из длительной депрессии героине помогает отец, много лет назад ушедший из семьи и чувствовавший «невыносимую вину» перед дочерями.

Это роман о сложных и запутанных отношениях между людьми. Особенно – между родными людьми. О подлинном и фальшивом. О том, как трудно жить тем, кто обладает острым чутьём к тому и другому.

Роман заканчивается поездкой героини на кладбище к Мареку. На соседней могиле, на скамейке, оставлена книга, Юля открывает её наугад и читает: «Жизнь стоит прожить, и это утверждение является одним из самых необходимых, поскольку если бы мы так не считали, этот вывод был бы невозможен, исходя из жизни как таковой».

Анну Козлову часто упрекают в «чернушности», в акцентировании внимания на мрачных сторонах жизни. Но автор видит именно так: мы же не будем корить пессимиста за то, что он уныл, а оптимиста – за то, что весел. Возможно, именно такое зрение позволяет автору верно расставить смысловые акценты и отчётливее высветить светлые стороны жизни. Главное – в романе есть преодоление если не шизофрении, потому что, как известно, она не лечится, то, по крайней мере, мучительной путаницы мировосприятия героини – какие-то главные ориентиры она, повзрослев, всё же приобретает.

Теперь что касается жанра. Произведение названо кинороманом, а это повествовательное произведение, написанное в манере, близкой к кино­сценарию, но не обязательно предназначенное для экранизации. Наверное, Анна Козлова, написавшая несколько киносценариев, чувствует себя в этом жанре достаточно комфортно. Честно говоря, в данном конкретном случае разницы между романом и кинороманом я не ощутила, разве что в «F20» более чётко выстроен сюжет и не очень много описаний. А экранизировать – да, пожалуй, можно, фильм получился бы трудным для восприятия, но наверняка глубоким.


Тэги: Анна Козлова
Обсудить в группе Telegram

Анастасия Ермакова

Анастасия Геннадьевна Ермакова родилась в Москв... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Издатели России к юбилею

    07.05.2025
  • Под мраморным одеялом

    01.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Пейзаж донецкий с оренбургским схож...

    807 голосов
  • Ищущий нравственность

    612 голосов
  • Необъявленные войны

    286 голосов
  • Вечность таланта

    217 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS