Новый масштабный проект Кевина Костнера с подзаголовком «Американская сага» – это самый что ни на есть чистокровный вестерн, без всяких новомодных поползновений в деконструкцию или ревизию. Временами он выглядит настолько шаблонным, что даже отдаёт некоторой пародийностью или высмеиванием. Но нет! Костнер неспроста уже в который раз обращается к самому американскому жанру, намеренно воссоздавая его в столь устаревшем виде.
Его новая работа – серьёзное культурологическое исследование об образах, до сих пор занимающих центральные позиции в их коллективном бессознательном. Оптика фильма гораздо ближе к изначальным консервативным идеалам, нежели к современному взгляду, где ковбои на коне с лассо отнюдь не бравые герои, а жадные до золота колонизаторы и расисты. «Горизонты» же обращаются к архетипичному сюжету о покорении фронтира и образу переселенца, покинувшего Старый Свет и устремившегося в неизведанные просторы, где ему предстоит построить новый, лучший мир. Этим тропом пронизана вся американская культура – от литературы до кино. «Эти повозки не остановит ни одна армия», – с воодушевляющим пафосом заявляет один из персонажей ленты, словно оправдывая сопутствующий ущерб от подобного освоения земель. К слову, индейцы апачи в «Горизонтах», может, и не дикари (такое бы Костнеру точно не простили!), но отличаются особой жестокостью по отношению к «мирным бледнолицым».
Тем не менее размышлять о новой картине культового режиссёра гораздо интереснее, чем непосредственно её смотреть. Это очень сложное полотно, перегруженное обилием персонажей, событий и сюжетных линий, которое по итогу ещё и оказывается лишь прологом к чему-то более масштабному. По форме, как ни странно, немного напоминает «Войну и мир» Толстого. Забавно, ведь у Костнера в планах как раз четыре части. По отдельности каждая из имеющихся ответвлений истории могла бы стать полноценным фильмом этой эпопеи, но почему-то режиссёр всё запихнул в трёхчасовой хронометраж. Это же касается и персонажей: все они довольно харизматичные и колоритные, но с большой долей вероятности зритель уже через час запутается, кто кому и кем приходится, ибо на этом фильм особо и не акцентирует внимание. Кстати, в ленте, прославляющей штатовские постулаты, всё же нашлось место для одного героя, оппонирующего идее бездумного «освоения фронтира». Его роль исполнил Сэм Уорингтон, звезда фантастической франшизы «Аватар» Кэмерона, где его персонаж, также будучи солдатом и переселенцем, сочувствовал местным, а затем и вовсе перешёл на их сторону. В «Горизонтах» по традиции сыграл и сам Костнер. Его Хейс Эллисон – завсегдатай-герой любого вестерна – стрелок-одиночка, желающий подзаработать, но не лишённый чувства справедливости. Этот образ мы видели на экране многократно, и едва ли кто-то сможет превзойти в этом амплуа Клинта Иствуда!
«Горизонты. Часть первая» – не самое удачное начало для киноэпопеи, но само по себе весьма резонансное в силу своего консерватизма и даже старомодности произведение. Такие вестерны большая редкость в наши дни. Кевин Костнер принадлежит к той когорте режиссёров, которые не обращают внимания на критику и снимают фильмы в своё удовольствие. Он уже состоявшийся автор, а это его личный magnum opus. В любом случае за его плечами уже есть культовые «Танцующий с волками» и «Открытый простор». Вторая часть «Американской саги» доберётся до российских кинотеатров осенью.
Противоположное мнение в статье: "Что видно на горизонте"