Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 июля 2013 г.
  4. № 29 (6423) (17.07.2013)
Искусство

Тихая его родина

Михаил Абакумов: открытие музея в Коломне и выставка в Российской академии художеств

16 июля 2013

Подмосковная Коломна, живописно расположившаяся в месте впадения Москвы-реки в Оку, давно привлекает любителей путешествий красотой своих архитектурных ансамблей и историей. В разные эпохи становления русской государственности этому небольшому городку выпадало быть сопричастным к судьбоносным вехам в отечественном летописании.

С недавних пор Коломна появилась яркой точкой и на карте художественной России: здесь открылся музей замечательного русского художника, мастера пейзажного жанра, Михаила Абакумова (1948–2010). На днях в Российской академии художеств открылась его выставка.

1-2-29.jpgВозможно, имя Абакумова кто-то слышит впервые. В этом нет ничего удивительного. Живопись и традиционная школа изобразительного искусства находятся, увы, в стороне от внимания СМИ. Будь Абакумов современником Василия Сурикова, Ивана Крамского, Исаака Левитана, когда выставки передвижников собирали огромное количество посетителей, а члены императорской фамилии считали коллекционирование хорошим тоном, его имя имело бы самое широкое звучание.

Примечательно, что после передвижников русская живопись не оскудела талантами. Аркадий Пластов, Валентин Сидоров, Владимир Стожаров, Никита Федосов, Григорий Чайников – вот имена, которые стали целыми эпохами в отечественной реалистической школе. Да, они не улыбаются прохожим с городских рекламных плакатов и не попадают в светские хроники гламурных журналов, но они были и есть, и верно служат своему делу. В их число, безусловно, входит и Михаил Абакумов.

Он окончил художественный факультет ВГИКа в 1977 году. Найти себя во многом помогли Творческие мастерские Академии художеств СССР, где Абакумов занимался под руководством братьев А.П. и С.П. Ткачёвых в 1979–1983 годах. Как о мастере самостоятельного значения о нём заговорят ближе к концу 1980-х.

Яркие, наполненные светом и воздухом пейзажи Абакумова проникновенны, лиричны, трогательны. Художник не боится неожиданных цветовых решений, нестандартно подходит к композиции, умеет видеть красоту в том, что для других показалось бы просто обычным кустом сирени или покосившимся деревянным забором. А какие он давал названия своим картинам! «Крылья весны», «Воинство небесное», «Пока горят лампады», «Идут золотые дожди», «Заснувший сад», «Души небесные» – Абакумов в своём творчестве одновременно и поэтичен, и мистичен, и религиозен. Впрочем, как и два его самых любимых поэта Есенин и Рубцов, вдохновлявших мастера на лирическое восприятие окружающего мира.

Как когда-то великий Левитан воспел красоту русской земли через образы небольшого волжского городка Плёса, так Абакумов сделал это через милую его сердцу патриархальную Коломну. Её улочки, дворики, церкви, заокские дали, сады угадываются во многих произведениях. Он, родившийся здесь, пронзительно любил эти места, здесь же он нашёл свой последний приют.

Уже в год смерти Абакумова Комитетом по культуре администрации г. Коломны и культурным центром «Дом Озерова», где он неоднократно выставлялся при жизни, было принято решение о проведении ежегодных Абакумовских чтений. Эта инициатива нашла отклик у художественной общественности, и вот уже в третий раз сюда в феврале съехались видные искусствоведы, руководители музеев и работники культуры, объединённые любовью к творчеству Михаила Абакумова. С 2011 года проводится пленэр его имени, руководит которым заслуженный художник России Виктор Орлов. Начиная со вторых чтений, свои выставки специально к этому событию привозит «Союз русских художников», у истоков возрождения которого в 2008 году стоял непосредственно Абакумов.

Михаил Абакумов. «Идут золотые дожди»О музее же автор мечтал ещё при жизни. Активно проводя выставки по всей стране, он очень хотел, чтобы его творчество было доступно и чтобы оно помогало людям укреплять в себе правильные нравственные ориентиры и моральные ценности.

«Мы с нетерпением ждали этот день, – говорит Галина Дроздова, директор культурного центра «Дом Озерова», на первом этаже которого и разместился музей. – Идея полностью захватила нас, и мы, не жалея сил, шли к её реализации».

Большая заслуга в свершившемся принадлежит председателю Комитета по культуре администрации г. Коломны Натальи Маркеловой, которая, будучи человеком с прочной гражданской позицией, взяла воплощение проекта под своё покровительство. И, конечно, нельзя недооценить участие дочери художника Натальи Абакумовой. Она не только предоставила для экспозиции ценные картины из семейного фонда, но и подобрала материал, который даёт возможность понять, кем был Абакумов в жизни: фотографии из личного архива, письма, газетные публикации, этюдник, кисти, краски, мольберт.

«Это, вне всякого сомнения, – событие общероссийского масштаба, – считает народный художник России Николай Зайцев. – Чтобы в наше, мягко говоря, не самое лучшее для традиционного искусства время, появился такой замечательный музей, большая редкость. Наряду с учреждённой в Ульяновске «Пластовской осенью», открытием Музея братьев Ткачёвых в Брян­ске, возрождением «Союза русских художников», вручаемой «Литературной газетой» премией Дельвига «За верность Слову и Отечеству» – это ещё один важный шаг на пути духовного возрождения нашего общества».

Экспозиция музея развернулась в трёх залах. Первый знакомит гостей с биографией Михаила Абакумова, во втором демонстрируются его рисунки и графические произведения, третий – самый большой из всех, вводит посетителей в мир волшебной абакумовской живописи.

Говорит профессор истории и гость открытия Константин Гончарук: «Этот «домик в Коломне», как я называю его для себя, давно имеет репутацию настоящего центра просвещения Подмосковья. Убеждён, что теперь внимание к нему со стороны общественности возрастёт вдвойне».

Один из учеников М. Абакумова Андрей Дроздов (долгое время преподавал в МГАХИ им. В. Сурикова) сказал нам: «Я очень люблю Коломну. Часто бываю здесь. Тогда и сегодня она ассоциируется у меня с именем Абакумова. И я по-прежнему, всякий раз собираясь в эти края, непроизвольно говорю друзьям, что поехал к Абакумову. Для меня он до сих пор жив».

Олег ДЕНИСОВ

Выставка в Российской академии художеств работает до 4 августа.


«Для Абакумова не была безразлична будущность русской живописи и культуры в целом. Даже в его непростом болезненном состоянии мы встречались и обсуждали планы по развитию нашего, возрождённого при его участии Союза. В последнюю встречу я, против правил, заранее рассказал, что художниками принято единогласное решение о присуждении ему премии Аркадия Пластова. Он словно ожил, ответил, что обязательно приедет на вручение. К сожалению, этого не случилось. Но я очень рад, что он успел узнать об этой высокой награде. Художник редкого дарования, он стал целой эпохой в истории отечественной живописи».

Юрий ГЕРАСИМОВ, председатель «Союза русских художников»

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Выставка Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Писатель Век ЛГ рейтинг Классики
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS