Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 июля 2015 г.
  4. № 29 (6517) (15.07.2015)
Искусство

Герой нашего времени

15 июля 2015

Удостоенная американскими киноакадемиками премии «Оскар-2015» в номинации «Лучший документальный фильм», британским киноинститутом Doc/Fest награды «Вдохновение», лента «Citizenfour: Правда Сноудена» вышла на российский экран (правообладатель – телеканал «24_DOC»). Это событие – очень уж редко в нашем прокате можно увидеть документальное кино, а по-хорошему скандальная личность неизменно в цене. Но только ли престиж и скандал здесь играют главную роль?..


Эдвард Сноуден – как много в этом звуке для сердца вольного слилось, как многим всё отозвалось… 114 минут вы наблюдаете за тем, как ситуация постепенно раскручивается, обрастает деталями, формируется в снежный ком, набирает обороты, становится необратимой, катастрофичной, взрывается и…

Это потом начнётся мировая травля, обвинения бывшего сотрудника ЦРУ в предательстве с аннулированием удостоверения личности, поскольку США на государственном уровне считают Сноудена нарушителем закона; «стояние» в транзитной зоне терминала F в аэропорту Шереметьево; заявление В. Путина о том, что данный гражданин США российской визы не имеет, границу нашей страны не пересекал, никаких преступлений у нас не совершил, а потому законных оснований для его задержания и экстрадиции нет. 12 июля 2013 года на пресс-конференции Сноуден сообщил о намерении попросить временного убежища в России, но уже 30-го обратился за политическим убежищем…

Беспрецедентная ситуация – из сверхдемократического государства, каким позиционируют себя США, насаждая свои свободы по всему миру «стингерами», шпионами-беспилотниками, оранжевыми революциями, ковровыми бомбардировками, нормальные-то люди в ужасе бегут – за «политическим убежищем»! И Россия приняла Сноудена, впрочем, понимая, что это сильно разозлит Обаму. Ведь он в 2007-м в своих предвыборных обещаниях говорил: «Закон не может игнорироваться только потому, что он неудобен!», а став президентом, принялся основательно его игнорировать. Как не разозлиться, если тебя ловят с поличным, разоблачают, считают преступником?.. И вскоре США призвали другие страны бойкотировать Олимпиаду в Сочи, отменили запланированный визит Обамы в Россию, осуществили долго готовящийся госпереворот на Украине, спровоцировавший воссоединение Крыма с Россией (за что обвиняют Россию), ввели санкции, нанеся вред всем национальным экономикам, кроме своей… Но воспринимать американского изгоя как причину раскола «дружбы» с американцами, конечно же, не стоит: им нужен был любой предлог, чтобы показать истинное лицо, – устали его прятать за поддельной улыбкой...

В

сё это будет потом, и мы из новостных сообщений уже об этом знаем. Но фильм «Citizenfour: Правда Сноудена» включил секундомер в самой первой точке будущего скандала – 3 июня 2013 года в Гонконге, в номере отеля. Видеокамера зафиксировала драгоценные, неповторимые моменты откровений, когда мир ещё ничего не знал ни о глобальной слежке, ни о скромном 29-летнем мужчине, решившемся на неравную борьбу с преступной системой. По нему не скажешь, что он особенный, – да такой же, как все. Просто романтик, верящий в правду…

Этот сдержанный, умный, интеллигентный человек как будто совсем не нервничает, лицо спокойно, мысли собранны, ответы готовы – лаконичные, чёткие, прямые, – рассказывает всё, что знает. Журналисты сначала не понимают, о чём он говорит, постепенно осознают, что от них тоже потребуется смелость. В привычной для их профессии погоне за сенсацией они попали в эпицентр главной новости, сопряжённой с реальной опасностью для жизни. С трудом скрывая естественный страх, они спрашивают, не боится ли сам Сноуден. «Я не боюсь. И не старался заметать следы, просто принял меры безопасности. Моя задача – вскрыть преступление против граждан США. Я знал, чем рискую. Повесьте всех собак на меня. Я готов ко всему. Современная журналистика слишком увлечена персоналиями, вместо того чтобы вскрывать настоящие нарывы. Если зациклитесь на мне, тем сложнее будет сфокусироваться на материалах, которые я вам предоставляю, на главной проблеме. Это вопрос расширения власти, госконтроля. Беспилотники часами висят над частными домами, собирают и передают информацию. Даже если потом выяснится, что кто-то поторопился с выводами, процесс уже запущен – одного предположения, что человек в чём-то виновен, может быть достаточно, чтобы навсегда испортить ему жизнь!»

Интервью со Сноуденом в течение восьми дней вели три журналиста из авторитетных западных СМИ, вскоре появились публикации, разоблачающие деятельность американского правительства и АНБ (Агентство национальной безопасности). Годами в должности сисадмина (системного администратора), аналитика с привилегированным доступом к секретной информации Сноуден собирал компромат: «Не хочу сам решать, что публиковать, а что – нет. Пусть этот вопрос решают профессионалы, ведь там есть сведения, которые из соображений безопасности не должны стать достоянием общественности».


С апреля Эдвард не общался с семьёй, с мая – со своей девушкой Линдси (с ней его связывают 10 лет совместной жизни). На вопрос, зачем ему всё это надо, он ответил: «Конечно, я не думаю, что смогу сохранить все отношения со своей семьёй. Мой отец служил в армии. Но у меня тоже есть корыстный интерес: в своих глазах я буду выглядеть лучше. Что со мной будет после публикации материалов? Эта неизвестность вызывает во мне и страх, и свободу. Меня не запугать, я не прячусь».

И когда после первых публикаций грянул гром, оказалось, что система стала искать для сурового наказания не разработчика преступной программы тотальной слежки, а её разоблачителя, защищающего права человека, прописанные в Конституции. Это грубейшее в истории вторжение государства в личную жизнь граждан не только США, но и других стран – в наши телефонные звонки, e-mail-переписку, финансовые расходы, аккаунты в соцсетях. Нельзя доверять свои личные данные компаниям, зарегистрированным в США, надо шифровать e-mail-сообщения, иначе они доставляются службе разведки, опасно пользоваться Wi-Fi, флешками, ноут­буками...

И Сноудена пришлось активно прятать – жанр интервью сменился политическим триллером. При этом сам герой обнаруживает своеобразную иронию во всём этом абсурде: телефон в номере надо отключать от сети – так тоже производится слежка: «Диагноз – «паранойя»... Да нет, чтобы существовать в безумной обстановке, считающейся нормой, человеку следует быть необычайно умным. Это даже не шахматная партия гроссмейстера, это подвиг разведчика, который не был завербован никакой разведкой, его опасная миссия не оплачивалась враждебным государством, он не улучшил своего материального положения, но обрёк себя на положение нелегала, статус «враг государства», разлуку с родиной и близкими – чтобы рассказать людям правду. В финале журналисты информируют Сноудена – они поменялись местами…


Создатели фильма – не менее интересные люди. Главный продюсер – прославленный Стивен Содерберг (режиссёр всех «Друзей Оушена», продюсер «Признания опасного человека», «Доброй ночи и удачи», «Сириана»); режиссёр – журналист и художник Лора Пойтрас, удостоенная Пулитцеровской премии «За служение обществу» и премии Международной ассоциации документалистов. Она вскрывает больные общественно-политические темы – Ирак («Моя страна, моя страна», 2006), Гуантанамо («Клятва», 2010), за что попала под слежку АНБ. Эти работы как отклик на трагедию 11 сентября стали первыми частями трилогии об Америке, а «Citizenfour: Правда Сноудена» её завершает.

Российская премьера ленты состоялась на 37-м ММКФ, представил её один из самых успешных адвокатов, защищающий интересы и бывшего сотрудника ЦРУ, член Общественной палаты РФ, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, писатель Анатолий Кучерена, который дал «ЛГ» эксклюзивное интервью.

– Анатолий Григорьевич, Сноудену 32 года, как он сейчас живёт?

– Вообще он человек очень непривередливый, скромный в быту, поэтому легко ко всему адаптируется. Он проживает в России, у него есть вид на жительство, то есть находится он на территории Российской Федерации абсолютно законно, здесь нет никаких проблем. Два года – небольшой срок, но Эдвард уже работает, продолжает изучать русский язык, немного путешествует, чтобы лучше познакомиться с нашей страной, посещает выставки, музеи, даже парки. Но, знаете, ему еженедельно предлагают какое-­нибудь гражданство, многие страны хотели бы видеть его своим гражданином. Как его адвокат я не рекомендую ему выезжать за пределы РФ, поскольку всё-таки он человек преследуемый. В дальнейшем он будет сам принимать решения.

– Непонятно, когда вы успели написать о нём книгу «Время спрута»…

– Так в конце года уже выйдет в прокат её экранизация! Всё очень быстро произошло. Я начал писать роман в августе 2013 года, когда мы общались только на протяжении трёх недель. А закончил в начале декабря. Может быть, я не совсем тогда понимал, кто передо мной, весь масштаб этой уникальной личности. Сейчас, по прошествии двух лет, я придерживаюсь мнения, что он очень храбрый, мужественный, честный человек, и фильм «Правда Сноудена» не зря имеет такое название.

– Можно ли сказать, что Сноуден – герой нашего времени?

– Думаю, да, безусловно. Сноуден – это совесть. Я не знаю никого другого, кто сознательно вызвал бы на себя шквальный огонь, пошёл бы на феноменальный риск, хорошо понимая, что впоследствии навлечёт на себя тотальное давление. Нужно быть настоящим героем. Находясь в Гонконге в сложной психологической ситуации, он тем не менее предпринял очень взвешенные и правильные действия. И не побоялся озвучить своё имя, хотя спецслужбы США долго не могли понять, кто же их выдал, кто распространяет информацию. А когда узнали, он сумел уйти от погони и всё устроил очень грамотно. После чего американцы аннулировали его паспорт. Он в своей жизни принял весьма трудное решение, не каждый человек на такое способен. У Эдварда Джозефа Сноудена хорошая голова, светлый ум, поэтому я уверен, что его ждёт очень хорошее, прекрасное будущее.

– Как вы думаете, почему история повторяется? Ведь это классический пример: Грибоедов 200 лет назад описал «лишнего человека», который всем говорит правду, благородно борется за справедливость, а его обрекают на скитания…

– Потому что американское общество соглашается жить в такой реальности, по таким извращённым правилам. Люди должны протестовать, а они молчат. Или им так удобно, или они боятся раскачивать лодку, в которой сидят, но пока общественность не остановит этот беспредел, всё будет повторяться. Поэтому и герои необходимы. Но в наше время поступок Сноудена у многих вызывает непритворное удивление: зачем ему это надо? В большинстве своём люди не готовы принять правду, без неё как-то спокойнее.

– Русские всегда тоскуют по родине на чужбине. Как в этом смысле чувствует себя Эдвард?

– Именно ностальгии я в нём не замечал. Просто он как любой нормальный человек соскучился по близким, что естественно и понятно. Но, конечно, он очень любит Америку, он настоящий патриот – вне всякого сомнения! Без любви к своей стране не совершают героических поступков…


Тэги: Кинематограф
Обсудить в группе Telegram

Арина Абросимова

Журналист, искусствовед, сценарист, редакт... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Отчуждение

    26.01.2022
  • Руководитель на весах

    26.01.2022
  • Бесконечный

    10.11.2021
  • Умер Андрей Мягков

    18.02.2021
  • Человек-колосс

    30.09.2020
  • Кино, несовместимое с жизнью

    87 голосов
  • Притянутые за уши

    64 голосов
  • Никто не хотел умирать

    63 голосов
  • Дураки без дороги

    56 голосов
  • Кино с секретом

    55 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS