ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Мы в Telegram

01.02.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

В битве с Историей

26.01.2023
В битве с Историей Израильтянин Ханох ДАШЕВСКИЙ напоминает о зверствах прибалтийских и украинских карателей во время Великой отечественной войны.

Мистический лес Санкт-Петербурга

20.01.2023
Мистический лес Санкт-Петербурга Памятник Александру Блоку, установленный в северной столице накануне Рождества, поделил гражданское общество на сторонников и противников.
ЛГ плюс

«Я искала слова…»

31.01.2023
«Я искала слова…» В поэзии Инны ТЕПЛОВОЙ хватает как темных, так и светлых оттенков.

«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной»

23.01.2023
«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной» Евгений КАСАТКИН преимущественно лирик. Однако гражданские мотивы в его поэзии звучат вполне органично.

Мы возвращаемся в Историю

16.01.2023
Мы возвращаемся в Историю Гражданская лирика Натальи МАКЕЕВОЙ подкупает своей искренностью и энергетикой.
ВИДЕОРЯД

М. Замшев «Концертмейстер». Библиофреш

Смотреть все...

Спецформат

Дважды рязанец

01.02.2023
Дважды рязанец К 125-летию рязанского поэта Бориса ЛЕОНТЬЕВА. Материал Владимира ХОМЯКОВА.

«Щелкунчик» 130 лет спустя

31.01.2023
«Щелкунчик» 130 лет спустя Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко проводил 2022 год премьерой новой постановки балета Чайковского.

«Сибирские огни» в январе

31.01.2023
«Сибирские огни» в январе Вышел первый в 2023 году номер популярного новосибирского литжурнала.
Позиция

Песни нас не покинут...

29.01.2023
Песни нас не покинут... О смерти бывшего сотрудника «Литературной газеты» Дмитрия КУРИЛОВА сообщает Наталья РОЖКОВА.

Памяти жертв Холокоста

27.01.2023
Памяти жертв Холокоста С 16 по 31 января в России проходит традиционная ежегодная «Неделя памяти жертв Холокоста», приуроченная к Международному Дню памяти жертв.

Почему цела транспортная инфраструктура Украины?

22.01.2023
Почему цела транспортная инфраструктура Украины? Интересы крупного бизнеса не всегда тождественны интересам нашей страны, напоминает журналист Станислав ЛЮЛИН.

  • Статьи
  • 2016 год
  • № 29 (6560) (20-07-2016)
  • Учебник как драматическая повесть

Учебник как драматическая повесть

Тростников Виктор

Учебник как драматическая повесть

Колумнисты ЛГ / Актуальная философия
Тростников Виктор

Теги: философия , образование , учебник истории

Что считать исторически значимым фактом

В годы, когда дочки нашего президента еще учились в школе, их папа однажды поинтересовался, что пишут в учебниках истории, и, как признался, пришёл в ужас. 


С тех пор прошло много лет, но единого школьного учебника истории, отвечающего своему назначению, так и нет, следовательно, Путин всё еще ужасается. Но что ему ужасаться, не пора ли власть употребить? Пусть прикажет нашим учёным-историкам написать качественный учебник…
Нет, приказы тут ничему не помогут. Дело в том, что школьного учебника истории, который удовлетворил бы всех, в принципе не может быть, ибо общество наше в этой области находится в состоянии раскола. Это приводит к тому, что наша историческая наука пребывает в состоянии глубокого кризиса. Ожесточённые споры ведутся по поводу самых близких нам периодов истории, подробно задокументированных. Возьмём, например, советский период. Он ещё на нашей памяти, все архивы доступны, грифы «Секретно» сняты. С 1921-го по 1991 год можно запротоколировать ход событий если не поминутно, то посуточно. И именно здесь – непримиримые противоречия в оценке!
Так что дело, видимо, не в знании событий, а в понимании их смысла. Событий в прошлом было столько, что «сам
ому миру не вместить написанных книг, если писать о них подробно». Историк должен принимать во внимание не все факты, а исторически значимые, следовательно, он нуждается в критерии отбора таких фактов, а этот критерий зависит от концепции, предшествующей отбору, то есть от мировоззрения.
Поясню это примером. 26 августа 1812 года, то есть в день Бородинского сражения, у Наполеона был сильный насморк. Является ли это исторически значимым фактом? Для того, кто считает, что ход истории направляется великими людьми, это очень важное обстоятельство: Наполеон плохо в этот день соображал, его распоряжения не были столь гениальными, как обычно, и победы не получилось. Но для того, кто убеждён в наличии объективных законов исторического движения, не зависящих от воли отдельных личностей, этот факт не является существенным, и о нём можно не упоминать.
Таким образом, ещё до изучения материала нужно определить для себя, что такое исторический процесс, в чём его смысл, направлен ли он к какой-либо цели, с чего он начался и чем может закончиться. Нынешний кризис отечественной исторической науки состоит, на мой взгляд, в том, что наши историки придерживаются разных представлений о сути исторического процесса.
Сегодняшний кризис в области истории очень напоминает кризис конца XIX – начала XX веков, происходивший в области физики. Там тоже накопление новых фактов экспериментаторами приводило к тому, что теоретики понимали поведение материи всё хуже и хуже. Ясность была восстановлена только после того, как изменился сам подход к материальному миру. До этого исходной единицей физики считалась материальная точка; теперь этот взгляд был признан неправильным, и фундаментальным понятием физической науки стала математическая абстракция, названная пси-функцией. После этого всё начало становиться на свои места.
Для исторической науки также очень важно определить основную единицу исследования. В XVIII–XIX веках такими единицами считались
политические данности: страна, народ, государство. Но в конце XIX века возникла новая точка зрения: в работах Данилевского и его последователей Макса Вебера, Освальда Шпенглера, Хосе Ортега-и-Гассета и особенно Арнольда Тойнби предлагалось взять за исходную единицу истории духовную данность, получившую название цивилизации.
Согласно этой концепции, история есть не что иное, как процесс зарождения, развития, пышного цветения, затем старения и гибели мировых цивилизаций. Этот подход сделал картину исторического движения более осмысленной. Под цивилизацией в нем понималось крупное людское сообщество, участники которого считают друг друга своими, а членов иных цивилизаций – чужими; их объединяет общий тип верования, из которого вытекают общие нравственные нормы, в свою очередь, порождающие общепринятый уклад жизни и общую культуру.
Этот цивилизационный подход, опирающийся, как и современная физика, не на материальные, а на духовные сущности, открывает путь к более глубокому пониманию исторического процесса. К сожалению, эта методология не была принята большинством историков, и смысл происходящего каждый из них видит по-своему, исходя из производимого им по собственным критериям отбора материальных событий.
Думается, что созданию единого школьного учебника истории, в котором главное место, конечно, должно быть отведено истории оте­чественной, помогло бы принятие той методологии, которая была предложена нашим великим мыслителем Николаем Данилевским. Уроки истории должны воспитывать у школьника чувство принадлежности к русской цивилизации, любовь к её духовным основам и желание сохранить и упрочить её.
Историю Руси, а затем России нужно представить учащемуся как драматическую повесть, в которой наша цивилизация много раз оказывалась на краю гибели и в последний момент была спасаема самоотверженными усилиями народа. Сюда впишется и славное княжение Ольги, и крещение Руси Владимиром, и трагедия Андрея Боголюбского, и потеря нашей государственности в XIII веке, и Смутное время, и Бородинское сражение, и Великая Отечественная война. Только такая программа может воспитать из наших школьников полноценных членов нашей великой русской цивилизации, которая только начинает восстанавливать свои силы после того, как в очередной раз висела на волоске.


Оценить:

Оценка: 7.26 - Голосов: 19

, 22.07.2016

Похоже, что так. Если у дельных авторов Литгазеты маловато дельных оппонентов.
Похоже, что так. Если у дельных авторов Литгазеты маловато дельных оппонентов.

Виталий Веселовский, 24.07.2016

Когда столько дел у современного православного русского философа, писателя, ученого, математика и богослова, трудно быть дельным в чём-то одном. А главное - надо иметь столько твёрдой памяти, что здравому уму места явно не хватает.

Ну, сколько можно толочь воду в ступе! История - не учебник истории, для школ - уж точно.
Учебник истории - это, по большому счёту, пропаганда идеологии, захватившего власть "класса". И государства без идеологии не бывает. Уже только потому, что Конституция РФ провозглашает идеологическое многообразие, её можно "выкинуть на помойку".
Учебник пишут по приказу, того, кто властвует. Правитель должен в него не только заглянуть (так же как заглядывать в телевизор, а не отделываться познёрством: не нравится - не смотрите), а прочитать.
Покажи мне учебник истории, программу телевидения, и я скажу какой ты правитель.
А теперь исторический факт. Судя в первую очередь по уровню патриотизма, и даже по уровню исторического и философского знания современной молодёжи массовых профессий в сравнении с представителями старшего социалистического поколения, Сталинский "Краткий курс истории ВКП(б), плавно перетёкший в "Историю КПСС", в сочетании с Марксистко-Ленинской философией в ВУЗе - способствовали гораздо более фундаментальному восприятию истории и философии естественно-научным сознанием, не столь подверженном сиюминутной политической конъюнктуре, как во всяческих гимназиях, плодящих умников и умниц, МГИМО и прочих элитных гуманитарных заведениях.

Когда столько дел у современного православного русского философа, писателя, ученого, математика и богослова, трудно быть дельным в чём-то одном. А главное - надо иметь столько твёрдой памяти, что здравому уму места явно не хватает. Ну, сколько можно толочь воду в ступе! История - не учебник истории, для школ - уж точно. Учебник истории - это, по большому счёту, пропаганда идеологии, захватившего власть "класса". И государства без идеологии не бывает. Уже только потому, что Конституция РФ провозглашает идеологическое многообразие, её можно "выкинуть на помойку". Учебник пишут по приказу, того, кто властвует. Правитель должен в него не только заглянуть (так же как заглядывать в телевизор, а не отделываться познёрством: не нравится - не смотрите), а прочитать. Покажи мне учебник истории, программу телевидения, и я скажу какой ты правитель. А теперь исторический факт. Судя в первую очередь по уровню патриотизма, и даже по уровню исторического и философского знания современной молодёжи массовых профессий в сравнении с представителями старшего социалистического поколения, Сталинский "Краткий курс истории ВКП(б), плавно перетёкший в "Историю КПСС", в сочетании с Марксистко-Ленинской философией в ВУЗе - способствовали гораздо более фундаментальному восприятию истории и философии естественно-научным сознанием, не столь подверженном сиюминутной политической конъюнктуре, как во всяческих гимназиях, плодящих умников и умниц, МГИМО и прочих элитных гуманитарных заведениях.

Виталий Веселовский, 23.07.2016

"В годы, когда дочки нашего президента еще учились в школе, их папа однажды поинтересовался, что пишут в учебниках истории, и, как признался, пришёл в ужас."

Странно. Судя по его историческим репликам, учебники Сороса оставили глубокий след в его профессионально твёрдой памяти. А здравого ума, судя по всему, Бог не дал.
"В годы, когда дочки нашего президента еще учились в школе, их папа однажды поинтересовался, что пишут в учебниках истории, и, как признался, пришёл в ужас." Странно. Судя по его историческим репликам, учебники Сороса оставили глубокий след в его профессионально твёрдой памяти. А здравого ума, судя по всему, Бог не дал.

Виталий Веселовский, 23.07.2016

"Сюда впишется и славное княжение Ольги, и крещение Руси Владимиром, и трагедия Андрея Боголюбского, и потеря нашей государственности в XIII веке, и Смутное время, и Бородинское сражение, и Великая Отечественная война."

Прочитал драматический ряд Истории Руси от Виктора Николаевича Тростникова — современного православного русского философа, писателя, ученого, математика и богослова - и пришёл в ужас!
А где же Великая Октябрьская Социалистическая Революция?
"Сюда впишется и славное княжение Ольги, и крещение Руси Владимиром, и трагедия Андрея Боголюбского, и потеря нашей государственности в XIII веке, и Смутное время, и Бородинское сражение, и Великая Отечественная война." Прочитал драматический ряд Истории Руси от Виктора Николаевича Тростникова — современного православного русского философа, писателя, ученого, математика и богослова - и пришёл в ужас! А где же Великая Октябрьская Социалистическая Революция?

Виталий Веселовский, 25.07.2016

И ещё раз о наболевшем.
---------------------------------

Тростников Виктор: "Возьмём, например, советский период. Он ещё на нашей памяти, все архивы доступны, грифы «Секретно» сняты. С 1921-го по 1991 год можно запротоколировать ход событий если не поминутно, то посуточно. И именно здесь – непримиримые противоречия в оценке!"

Историки оценками не занимаются. Оценками занимаются политики, в интересах которых многочисленные аналитики, пропагандисты, политтехнологи, опираясь и в меру своей испорченности подтасовывая исторические сведения, факты, добытые учёными историками, манипулируют сознанием масс в интересах правящего "класса".

Непримиримые противоречия в оценке советского периода - следствие не недостатка в исторических фактах, а непримиримых идеологических противоречий между сторонниками капитализма и коммунизма, частника и коллективиста.

И ещё раз о наболевшем. --------------------------------- Тростников Виктор: "Возьмём, например, советский период. Он ещё на нашей памяти, все архивы доступны, грифы «Секретно» сняты. С 1921-го по 1991 год можно запротоколировать ход событий если не поминутно, то посуточно. И именно здесь – непримиримые противоречия в оценке!" Историки оценками не занимаются. Оценками занимаются политики, в интересах которых многочисленные аналитики, пропагандисты, политтехнологи, опираясь и в меру своей испорченности подтасовывая исторические сведения, факты, добытые учёными историками, манипулируют сознанием масс в интересах правящего "класса". Непримиримые противоречия в оценке советского периода - следствие не недостатка в исторических фактах, а непримиримых идеологических противоречий между сторонниками капитализма и коммунизма, частника и коллективиста.


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
01.02.2023

«Идущим на грозу» раздали награды

Отметили лауреатов и призеров литконкурса, учрежденного «Сибирскими огнями».
01.02.2023

«Главкнига»

В России учреждается Национальная книжная премия.
31.01.2023

«Уникальная Россия» продолжается

В московском Гостином дворе проходит 3-я Художественно-промышленная выставка.
31.01.2023

К 100-летию Гайдая

РГБ приглашает на выставку, лекцию и показ фильма, приуроченных к юбилею выдающегося кинорежиссера.
30.01.2023

Умер «отец» кота Леопольда

Художник-мультипликатор Вячеслав Назарук ушел на 82-м году жизни.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Пуля за слово

В 2022-м среди представителей медиа были новые жертвы: в мире погибло 67 журнали...

Литература
Сафронова Елена

Текст как рутина

К 130-летию со дня рождения Марины Цветаевой портал «Ревизор.ru» составил поэтич...

Литература
Сазанович Елена

Шиллер Шекспирович Гёте

Литература
Дмитрий Воденников

Ты даже не услышишь

События и мнения
Бузгалин Александр

Язык и суржик

На каком языке мы говорим? Едва ли не для большинства сограждан не будет слишком...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда