Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 июля 2022 г.
  4. № 29 (6843) (20.07.2022)
Литература Библиосфера

Необъявленные войны

Как реализуется глобальная теория заговора на отдельно взятой планете

20 июля 2022

Елена Сазанович. Убить Гиппократа. – М.: Вече, 2022. – 416 с. – 800 экз. – (Проза нового века).


Елена Сазанович – известный неизвестный писатель-невидимка, исповедующий стратегию затворника и гуманиста-мизантропа Джерома Сэлинджера. Она из тех последних писателей модели прошлого века, которые говорят с читателями своими книгами, а не интервью. Которые не пиарятся, не рекламируются, не продвигаются и не делают из себя «бренд». Для которых нет задачи выше изначально главной для любого литератора – просто хорошо писать. Что, впрочем, совсем не просто.

Роман «Убить Гиппократа», вышедший в знаковой серии «Проза нового века» известного издательства «Вече», не только увлекателен неожиданными сюжетными поворотами и тайнами, но и невероятно актуален в сегодняшнее ковидное время. И даже пророческий в своём предостережении человечеству. При этом уже в аннотации подчёркивается, что работа над произведением началась ещё в 2017-м, а закончилась в феврале 2019-го – более чем за год до объявления ВОЗ пандемии коронавируса, когда Елена Сазанович не просто предчувствовала, а предугадала многие будущие нюансы нынешнего бытия.

«Убить Гиппократа» – психологический триллер, как и произведения предыдущей трилогии Елены Сазанович «Иная судьба» («Перевёрнутый мир», «Всё хоккей!» и «Гайдебуровский старик»), вписывающийся в концепцию Умберто Эко, завещавшего использовать именно жанровые, остросюжетные формы не только для философского наполнения текста, но для трансцендентного наполнения, выходящего за пределы самого текста.

Так, за пределы романа выходит и его тема – о «теории заговора», традиционно привлекающая интерес многомиллионной аудитории любителей конспирологии. Причём в её абсолютно зловещей части, разрабатывающей «теорию золотого миллиарда». И затрагивающей самые разные сферы жизни – от культуры до медицины, от образования до экономики. Для которых и куются сегодня новые кадры в таинственных «городках» по всему свету (один из них и описан в романе). Которые ныне и решают всё и вся. Поставленные на служение исключительно тем, кто и сидит сейчас на этом глобальном мешке с золотом. Кто и регулирует его вес и объём…

Главный герой – врач Георгий Кратов, по прозвищу Гиппократ, случайно узнаёт о глобальном заговоре врачей и в ходе своего расследования попадает в таинственный Городок, где мировая закулиса готовит кадры для генеральной чистки планеты. Однако ещё до того, пребывая в вечных поисках истины, он ставит под сомнение реальность (и рациональность) происходящего. При этом он сам соткан из парадоксов сознания и личности. Впрочем, именно эти противоречивые терзания, свойственные эмоциональной человеческой природе, и помогают ему противостоять холодному «рацио».

И здесь лейтмотивом является детство, проскальзывающее в воспоминаниях почти каждого героя. Дети – это те, кто обязан жить. Кто не может и не должен умирать. Именно те, ради кого живут и совершенствуют мир. И синий цветок цикория, символизирующий детство героя, – яркий, цветной опознавательный знак, помогающий герою выживать.

Гиппократ постоянно мечтает о том, чтобы всё можно было «пощупать и понюхать», практически цитируя Базарова. Он так запутывается в своих суждениях, сомнениях, клятвах, что читатель вынужден сам искать грань между реальностью и параноидальными конструкциями лжемира. И так до тех пор, пока наконец и герой, и читатель с удивлением не поймут, что никакой паранойи нет, а есть достоверная и очень рациональная сверхреальность. Доведённая до жестокого сверхабсурда. Если любовь – то до смерти. И дружба – до смерти. И политика – до смерти.

Как и сверхидея, заложенная в основу курсов повышения квалификации «академии» Городка, – проста, как мир. «Мир сейчас поделён не на плохих и хороших. А на плохих и менее плохих. На злых и менее злых. На жадных и менее жадных. Поэтому сейчас легче лёгкого справиться с этим миром. Победа золотого миллиарда произойдёт гораздо быстрее, чем вы думаете. Поскольку мир вот-вот будет поделён на недоброе и очень недоброе. И выбора больше не будет, – так её формулирует один из «сидящих на золотом мешке». – И неважно, как будет называться государство. Хотите социалистическое – пожалуйста. Хотите капиталистическое – пожалуйста. Хотите демократическое – пожалуйста. И неважно, какие политические и общественные силы будут в этом государстве. Патриоты, демократы, социалисты, либералы, националисты – они все будут одним миром мазаны. Нашим. Они все пройдут помазание наше. И у всех их души будут проданы. И куплены. Нами. Безвозвратно… И вот тогда… Наш золотой миллиард победит…»

Порой кажется, что в романе Елены Сазанович всё безмерно преувеличено. Особенно если учесть, что почти с самого момента появления (и обозначения) понятия «теория заговора» все последующие десятилетия в общественном  дискурсе  оно подавалось лишь в отрицательном смысле. Зачастую как ярлык того, что невозможно в принципе. Как «некорректная теория». Хотя многие её «составные» части, касающиеся конкретных событий и явлений, давно нашли своё подтверждение в реальности. И далеко не виртуальной...

Так что, возможно, автор, наоборот, всё сильно преуменьшил? И просто ситуация гораздо сильнее запущена. А точка невозврата уже давно пройдена и забыта…

Возможно, поэтому в романе множество невероятных сюжетных поворотов и неожиданных трансформаций образов в насыщенном семиотическом слое произведения. При этом автор очень тонко играет и с именами героев: Гиппократ (Гера), бывшую жену которого зовут Ада, влюбляется в Ягу (Ядвигу)… И каждое имя становится маленькой вселенной, вокруг которой вращаются слова, образы, выстраивается система символов и взаимосвязей… И всё это оформлено в уникальном, неповторимом авторском стиле, который изначально был придуман Еленой Сазанович. Ещё в конце 90-х критики поэтично назвали его «солнечным реализмом», сравнив с латиноамериканским «магическим реализмом» Маркеса, Кортасара и Амаду.

Помимо всего, это произведение очень визуальное, детализированное до возможности выделения нескольких кардинальных тематик, каждой из которых можно посвятить отдельное философское эссе. Хотя в романе они лишь часть фабульного повествования. Например, что такое необъявленные гибридные войны и почему они страшнее обычных горячих? Или что такое клевета – на обычного человека в частности или на историю вообще?

«Убить Гиппократа» – роман-явление. Сегодня он важен как предостережение человечеству. Словно «чёрная метка». Как тексты того же Умберто Эко или фильмы Дамиано Дамиани. Сегодня он актуален потому, что помогает если не понять, то хотя бы прочувствовать логику современных манипуляторов сознанием масс в перманентной организации «необъявленных войн» и внезапных пандемий на нашей планете. Осознать механизмы их возникновения и функционирования, стратегические цели и тактические задачи, ради которых и готовят конец истории те, кто сидит на золотом мешке. И заранее предугадать следующую точку, в которой на доли секунды может остановиться маятник Фуко.

Ярослава Макарова



Тэги:
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Утнасун

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS