Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 января 2014 г.
  4. № 3 (6446) (22.01.2014)

Страсти по сочинению

22 января 2014

Преодоление «дефицита духовных скреп», о чём говорил президент, активно связывают с возвращением обязательного экзамена по литературе. Выпускникам школы первым предстоит преодолевать этот нематериальный дефицит.

Уже в следующем учебном году результаты итогового школьного сочинения будут учитываться при приёме в вузы – такое решение принято премьер-министром Д. Медведевым (или: кабинетом министров) в первые дни после новогодних праздников. Соответствующее распоряжение уже получил министр образования Д. Ливанов. Но предмет «Литература» по новым стандартам исключён из учебного плана 10-х и 11-х классов! В предметной области «Филология» представлен предмет «Русский язык и литература». Что делать? Менять стандарт? О необходимости его отмены или серьёзной доработки не раз говорили на самых разных уровнях. За два года ничего не произошло.

А страна тем временем переживает «страсти» по сочинению: родители волнуются за детей, дети делают свои выводы. Учителя беспокоятся и за детей, и за родителей, и за своё дело. Чтобы понять, какие настроения преобладают в сообществе словесников из далёких регионов, был проведён опрос, в котором участвовали 525 педагогов из Алтайского края, Новосибирской области, Ямало-Ненецкого автономного округа и Омской области. Обсуждали вопросы:

Какую форму проведения обязательного экзамена по литературе вы считаете приемлемой? Коротко поясните, почему.

Если обязательный экзамен по литературе – сочинение в форме проекта, как может быть организована процедура проведения экзамена?

Анкеты заполняли индивидуально, коллективно (на методических объединениях словесников). Итоги обсуждения? Ни по одному из вопросов, включённых в анкету, нет не только единого, но даже преобладающего мнения.

Приведу несколько высказываний учителей.

1. Сочинение. Такая форма позволит проверить знание художественных текстов, умение рассуждать, сформированность орфографической и пунктуационной грамотности.

2. Устная форма (по билетам). Возможно, такой экзамен будет способствовать формированию литературоведческой компетенции учащихся.

3. В форме ЕГЭ, т.к. такая форма уже отработана.

4. Не проводить экзамен, т.к. дети сейчас читают мало или вообще не читают. Тогда о каком же экзамене может идти речь?

И ещё несколько рассуждений:

l «Прежде чем думать о форме, необходимо решить вопрос о целесообразности введения обязательного экзамена по литературе. Стоит принять во внимание, что литература – это вид искусства и не каждый человек способен понять её настолько, чтобы сдать экзамен. Никому не приходит в голову вводить обязательный экзамен, к примеру, по музыке или изобразительному искусству, несмотря на то что культурное наследие впечатляет.

Великая русская литература рассчитана на читателя творческого, талантливого. И именно для одарённого ученика не составит труда сдать экзамен. Но таких, к сожалению, немного. Для большинства учащихся это станет непосильной задачей. Невозможно заставить понять и полюбить литературу подобным образом.

Обязательным экзаменом, на наш взгляд, нужно закончить изучение курса истории Отечества. Свою историю, как и язык, должен хорошо знать каждый.

Если же это нововведение неизбежно, то следует продумать несколько форм проведения экзамена для выпускников разной степени подготовленности».

l «Тот ЕГЭ, который есть по литературе, плох, но дискредитированное сочинение тоже не подходит по целому ряду причин. Возможно, это будет проект? В любом случае должны быть единые критерии проверки для всех».

l «Я против обязательного экзамена, который предполагает измерение таланта, способностей и т.д. Что будем измерять по литературе? Знания? Тогда стихотворение наизусть. Умение излагать свои мысли письменно и устно? Наличие этих самых мыслей? Или умение гладко изложить мысли чужие, в течение двух лет прилежно записанные под диктовку учительницы? Почему бы не защищать проект по истории, не сдавать поголовно географию? И с физикой проблема: космические корабли падают, с инженерами беда».

l «Конечно, самый идеальный вариант – это устный экзамен, который был в советской школе, это, во всяком случае, «заставляло» читать около 70% выпускников. Можно оставить и письменный экзамен. Всё равно будут списывать (это около 20–25%). Так подсказывает опыт. Но, по моему мнению, при введении обязательного экзамена по литературе (сочинение) нельзя, чтобы творческие работы школьников, которые претендуют на аттестат особого образца, члены медальных комиссий препарировали как в анатомическом театре. Подросток в семнадцать лет не должен обладать навыками редактора-корректора».

Как вы считаете, можно ли найти оптимальное решение по выбору формы экзамена, который устроит все заинтересованные стороны?


Тэги: Сочинение Литература в школе
Обсудить в группе Telegram

Елена Бузина

Елена БУЗИНА, член рабочей группы по реализации... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Гоголь forever

    06.06.2018
  • Можно ли простить измену?

    14.02.2018
  • И сочинение – не панацея

    21.06.2017
  • Муки творчества и расчёт

    25.01.2017
  • Мостик в прошлое и будущее

    28.12.2016
  • Быт? Бытие?

    73 голосов
  • Гоголь forever

    58 голосов
  • Можно ли простить измену?

    54 голосов
  • Функция абзаца

    28 голосов
  • Мостик в прошлое и будущее

    27 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS