Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Звёзды не гаснут

01 января 2007

СУДЬБЫ

Но могут быть забытыНедавно я познакомился с пожилым человеком, который около полувека назад был отмечен высшей по тем временам наградой Родины – Золотой медалью Героя Социалистического Труда. И почему-то задумался: а ныне труд ещё в цене? 

Но сначала о человеке, невольном виновнике этих заметок.

ДВЕСТИ ЛЕТ НА ОДНОМ ЗАВОДЕ
Собеседников у меня было двое. Ксения Емельяновна Котельникова, чей возраст подбирается к ста годам, и её дочь Ирина Никаноровна, женщина тоже в летах, но очень ладная. К вечеру обе собирались куда-то в гости и были при полном параде. Особенно Ксения. Короткая стрижка под бобрик заметно её молодила, выдавали солидный возраст разве что топотушки, так она называет утеплённую домашнюю обувь, без которой даже по жаре у неё мёрзнут ноги. 

– Я рождена при царе, в рязанском селе в есенинских ржаных местах, – тихо стала рассказывать Ксения Емельяновна. – У нас и корова была. И овцы… Я с мамой даже серпом жала хлеб и снопы вязала. А потом обмолачивали их цепами и возили молоть на мельницу. Всё помню… А Серёжу Есенина любила всю жизнь. Светлая у него душа… 

Чтобы доставить ей удовольствие, я процитировал:
– Ой ты Русь! Моя родина кроткая.
– Да, да! Моя родина кроткая… Как это верно и хорошо…
– Мама моя ещё девочкой каждое лето нанималась в пастухи, – включилась в разговор Ирина, – пасла коров и овец. Её и нянькой брали за чужими детьми присматривать… Одним словом, труженица она у нас. 

– Я бойкая была и в школе училась хорошо. А старший брат Фёдор и вовсе профессором стал. Он меня в Москву потом увёз. «Хватит, – говорит, – коровам хвосты крутить. Пора за настоящее дело браться». Помог мне в техникум поступить и устроил работать на завод. 

До самой Москвы, как ребёнок, Ксения не могла оторваться от вагонного окна. Незнакомая местность тревожила. И только на подъезде к Коломне, когда колёса загрохотали по мосту через Оку, немного успокоилась – внизу по-свойски туманилась молоком речная гладь. Дальше – Конобеево, Бронницы, Быково, Люберцы… 

То были годы первой пятилетки. Насильно ломался крестьянский быт. Стране нужны были трактора и автомобили, самолёты и новые корабли. А для небывалых задач – и небывалое число рабочих рук. Ксения из-под Рязани стала одной миллионной в живом потоке из деревни в город. 

– В Москве меня поначалу всё удивляло. И трамвайный шум-звон. И многолюдье. И сам завод. В том цехе, где я стала работать, было двести пятьдесят человек. 

Завод был крупнейшим в стране. Здесь выпускали электролампы самого различного предназначения, пригодные и для карманного фонарика, и для уличного освещения. 

– Лампочки вот такие крохотные бывали, – говорит Ксения и для пущей наглядности показывает ноготь мизинца. – А были огромные, мощностью в десять тысяч ватт, для прожекторов морских кораблей. Лампы для рубиновых звёзд Московского Кремля – тоже наша работа. Брали на завод в основном женщин. Причём только тех, кто имел так называемые «музыкальные» пальцы. Белые чепчик и халат были у нас спецодеждой. А на отдельных операциях, где стеклянные колбочки соединялись с металлическим цоколем, дополнительно полагались хлопчатобумажные перчатки. 

– Производство считалось вредным, – дополнила Ирина. – Температура воздуха в цехе достигала шестидесяти градусов. Вдобавок азотно-аргонная смесь. Из-за вредности условий труда уходили на пенсию досрочно. А мама отработала там 42 года. Брат её тоже на заводе работал. И племянник с племянницей, и сестра, и тётя, и сын, и я. Целая династия. Наша семья там оставила без малого двести лет. 

Ксения Емельяновна была удачлива во всём. Вышла замуж – муж такой, что лучше не бывает. Детей собралась рожать – сразу двойню принесла. И работа ладилась. В 1962 году Указом Президиума Верховного Совета СССР ей, начальнице смены электролампового завода, было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Дочери и сыну было в ту пору по восемь лет.

ЖЕНЩИНА В БЕЛОМ
Если не трогать регалий царской России, от которых советская власть открестилась с первых же дней своего существования, новая наградная система выстроилась тоже достаточно чётко. В сентябре 1918 года был учреждён первый советский орден – Красного Знамени. Когда к концу Гражданской войны приспело решать хозяйственные задачи, появился орден Трудового Красного Знамени. Третьим – но главным по существу – стал в 1930 году орден Ленина. Ещё пять лет спустя был учреждён орден «Знак Почёта» и, наконец, в 1938 году – звание Героя Социалистического Труда, высшая степень трудового отличия. В те же предвоенные годы появляются медали «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие». Все имели единую цель – напрячь народные силы на выполнение пятилеток, которые следовали одна за другой. 

Хотел спросить у Ксении Емельяновны, всех ли тогда окрыляла перспектива получить за свой труд высокую награду, и вдруг через приоткрытую дверь, в смежной комнате увидел нечто странное – на платяном шкафу, укрытое целлофановой плёнкой, стояло что-то белое не менее метра высотой. 

– Что это там такое загадочное белеет? – полюбопытствовал я, и мои собеседницы смутились. 

– Понимаете… Это… – с трудом подбирая слова, заговорила Ирина. – Одним словом, это моя мама…
–?!
– Когда ей присвоили Героя, был отлит её бронзовый бюст для заводского музея. А нам скульптор изготовил гипсовую копию. Хранить-то мы её храним, но что с ней делать, толком не знаем. 

Я прошёл в смежную комнату – с верхотуры действительно смотрела вторая Ксения Емельяновна, только вся молочно-белая и молодая, похожая на невесту. 

– Плёнкой-то зачем себя укрыли?
 
– Я же там гипсовая. И под плёнкой могу постоять. Зато не запылюсь, – улыбнулась, довольная собственной шуткой, Ксения Емельяновна. – Поставить бюст где-нибудь на виду, в прихожей или в большой гостевой комнате – это вроде как напоказ себя выпячивать. 

Спустя несколько дней из любопытства я побывал на заводе, где Ксения Емельяновна отработала всю жизнь. Дела там не особенно хороши. Во всяком случае, заводской музей давно разорён. Наиболее ценные экспонаты взял к себе Политехнический музей. Остальное бесследно исчезло. Из кучи мусора работники профкома успели выхватить лишь книгу «Завод и люди». В ней остались добрые слова и о Ксении Емельяновне. А бронзовый бюст, который был отлит специально для музея, тоже как в воду канул. 

Герои минувших дней веку-волкодаву неинтересны. Нынешним за труды во благо Родины золотых звёзд не положено. Труд ли обесценился? Казна ли обеднела?.. 

Сергей МАКАРОВ

Обсудить в группе Telegram

Сергей Макаров

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS