Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 января 2022 г.
  4. № 3 (6817) (19.01.2022)
Культура

Странные награждения

Объявлены лауреаты «Золотого глобуса»

19 января 2022
Фил (Бенедикт Камбербэтч) и Питер  (Коди Смит-Макфи)

Принято с уважением относиться к этой престижной кинопремии, как ко второй по значимости после «Оскара». Правда, присуждают её какие-то малоизвестные люди, а именно зарубежные журналисты, аккредитованные и живущие в Голливуде (их около ста), пишущие о кино и публикующие свои материалы в СМИ тех стран, куда поставляет свою продукцию американская киноиндустрия. Так сказать, информационные агенты, обслуживающие Голливуд.

Разумеется, они держат нос по ветру, потому их мнение, по статистике, на 70% совпадает с решением американских киноакадемиков, присуждающих парой месяцев позже свою самую главную, как опять же принято считать, позолоченную статуэтку. «Оскар», правда, стал неприлично конъюнктурен и крайне сомнителен с точки зрения гамбургского счёта. Впрочем, сейчас не о нём, а о тех, кому недавно в Лос-Анд­желесе присуждён «Золотой глобус».

Лучшей драмой признана «Власть пса». Её режиссёр новозеландка Джейн Кэмпион прославилась фильмом «Пианино» (1993), получившим аж три «Оскара», а также «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Замечательно «Пианино» тем, что фильм, снятый почти тридцать лет назад, сейчас ещё более в тренде и идеально соответствует новым оскаровским стандартам. Здесь и феминистская тема с женщиной-инвалидом, и харассмент, и семейное насилие, и плохие белые мужчины, и хорошие угнетённые туземцы. Но тогда это была не конъюнктура, не желание угодить модным веяниям, а идущее от сердца высказывание, художественно мощное, цельное. Все исполнители очень убедительны, и награды фильма, несомненно, заслуженные.

История немой Ады (Холли Хантер), прибывшей с дочкой из Шотландии в Новую Зеландию – отец по почте сговорился о её браке с местным жителем-переселенцем, – разворачивается неотвратимо трагически. Время действия – середина XIX века. Здесь сталкиваются самобытные сильные характеры, бушуют шекспировские страсти. Начинается всё с пианино, которое Ада привезла с собой из Шотландии. Без игры на нём она не мыслит своей жизни. Муж (Сэм Нил) этого не понимает, понимает Аду его компаньон (Харви Кейтель), который постепенно завоёвывает любовь женщины и зажигает в ней сметающую всё на своём пути страсть. Муж жестоко расправляется с изменщицей, но в конце концов понимает, что Аду не победить, и отпускает её.

Почему-то я, как, кстати, и все пишущие о «Власти пса», сбиваюсь на «Пианино» – так притягателен этот фильм и так похожа на него «Власть пса», но – увы! – как бледная копия. Тренд у «Пса» тоже «правильный», однако той жизни и страсти, что хлестала в «Пианино», нет.

Во «Власти пса» тоже экзотика: Дикий Запад, переселенцы-ковбои (то есть скотоводы, перегоняющие стада коров на лучшие пастбища), туземцы, которых переселенцы не считают за людей (здесь это индейцы), время – начало ХХ века. Главный герой – истый ковбой Фил (Бенедикт Камбербэтч). Он младший из двух братьев-компаньонов и подозрительно ревниво относится к женитьбе брата (Джесси Племонс) на симпатичной вдове Роуз (Кирстен Данст удостоена «Золотого глобуса» за роль второго плана). У неё есть сын Питер (Коди Смит-Макфи тоже получил престижную статуэтку), на первый взгляд это субтильный, беззащитный юноша, он любит вырезать бумажные цветы. Фил к нему тоже подозрительно неравнодушен. Он не только груб с Роуз, но и издевается над «соплежуем» Питером. Полфильма думаешь – почему?

У Фила (как вскоре выясняется, он выпускник Йельского университета!) был друг-наставник, память о котором он свято чтит и постоянно наведывается в его «святилище», где хранятся откровенные мужские журналы, что наводит на мысль, что этот грубый, не любящий мыться вонючий ковбой не совсем традиционный скотовод. В какой-то момент запахло «Горбатой горой».

Там многим пахнет, но где источник вони, непонятно. Здесь, в отличие от «Пианино», много невнятицы, скрытого, нелогичного. Например, отношения старшего брата и его жены. Он её любит, покупает ей пианино, а она играть не хочет и не может, хотя в юности была тапёром. Что с ней не так? Вроде они нормально живут, во всяком случае, гораздо лучше, чем раньше, когда она с сыном работала в салуне, но жена вдруг стала попивать, а потом и вовсе спиваться. Почему? Её муж зачем-то внешне карикатурен, на вид до смешного похож на толстенького филистера, а не на ковбоя.

История завершается тем, что Питер, благодаря удачному браку матери ставший студентом медицинского университета, приехал на каникулы и неожиданно подружился с Филом. Скромняга Питер уже не вырезает из бумаги цветы, а без страха режет лягушек, препарирует кроликов и сдирает кожу с коровы, умершей от сибирской язвы. И не его ли коварный дар явился причиной неожиданной болезни Фила? Про что и про кого этот красивый фильм с изумительными пейзажами (оператор Эри Вагнер)? И почему журналисты сочли его лучшим?

Да, феминистская тема есть, тема обиженных индейцев, тема мести, даже что-то гомофобное проступает – кажущийся беззащитным Питер, заманив Фила и дав ему отравленную кожу, избавляется от «власти пса». К артистам претензий нет, они работают в замысле Джейн Кэмпион, но сочувствия не вызывают, за что их так щедро наградили? И её? Кэмпион получила не только «Золотой глобус», но и венецианского «Серебряного льва» за лучшую режиссуру.

Полная сумятица в голове и от следующих награждений. И ненаграждений. Выдающийся чернокожий артист Уилл Смит признан лучшим исполнителем за роль отца теннисисток-сестёр Уильямс в байопике «Король Ричард». Думаю, он реальный претендент и на «Оскара». Фильм так себе, но анкетные данные номинанта выше всяких похвал.

Без наград остался трагифарс Адама Маккея «Не смотри вверх», он почему-то шёл по разряду комедий и мюзиклов. А там ожидаемо главную награду получила «Вестсайдская история», реанимированная Стивеном Спилбергом (её я не смог досмотреть – заснул в самом начале). Понятно, что Спилберг велик, но почему никак не была отмечена великая Мерил Стрип за роль президента в «Не смотри вверх»?

Впрочем, странно было ожидать, что ленту Маккея вообще куда-то номинируют. Поступили по-иезуитски. Картине дали четыре номинации, но ни одной статуэтки. И поделом, нечего издеваться над президентом США и поносить сияющий град на холме. Впрочем, с тем же счётом (0:4) проиграл и прекрасный фильм выдающегося режиссёра Пола Томаса Андерсона «Лакричная пицца». Об этом странном ненаграждении в одном из ближайших номеров. 

Тэги: Фестиваль Александр Кондрашов Бенедикт Камбербэтч
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Ярославль.Башмет.Фестиваль.

    26.04.2025
  • «Детский КиноМай» в апреле

    16.04.2025
  • В гармонии созвучий

    09.04.2025
  • «Вспомним всех поимённо»

    28.03.2025
  • Чехов в отражении

    31.01.2025
  • Гудвин летней столицы

    1016 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Сочи плюс...

    116 голосов
  • «Русские классики. Фестиваль одного дня»

    105 голосов
  • Пророк в своём Отечестве

    102 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS