Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 января 2022 г.
  4. № 3 (6817) (19.01.2022)
Искусство Культура

Страшный суд

Предельно честный, покаянный спектакль

19 января 2022
Елена Коренева (Официантка, Пудель Джой, Репортёр) и Олег Дуленин (Ипатьев, Комендант, Череп № 4)  в спектакле «Я убил Царя»

«Я убил Царя» – спектакль Владимира Мирзоева по пьесе Олега Богаева в новом московском театре «Пространство ВНУТРИ» – одно из самых страшных театральных высказываний за последнее время из тех, что мне довелось видеть.

 

Такое впечатление, что театр стал избегать и стесняться позорных, кровавых страниц прошлого и настоящего. Где актуальнейший «Пластилин», где устрашающие трактовки «Калигулы» и «Ричарда III»? Словно многие режиссёры (не все, конечно) забыли о цели «театра во все времена – держать… зеркало перед природой и показывать доблести её истинное лицо и её истинное – низости, и каждому веку истории – его неприкрашенный облик...».

И вот, обращаясь к тому событию российской истории, которое многие стремятся вычеркнуть из памяти, – убийству царской семьи в 1918 году, – Владимир Мирзоев со своими единомышленниками создаёт предельно честный, покаянный спектакль.

Неожиданность его состоит ещё и в том, что события страшной ночи проступают сквозь субъективные «показания» очевидцев – косвенных соучастников преступления. На сцене нет убийц, есть лишь те, кто молчаливо, тупо, покорно и безответственно перед собственной совестью и бессмертием души способствовал произошедшему.

На практически пустой сцене деревянные болванки – головы жертв – и рассказчики. Каждый из них – как на допросе: отвечает на безмолвные вопросы то ли следователя, то ли архангела на Страшном суде. Второе – более вероятно. И поражает будничное и какое-то вопиющее моральное уродство: ни раскаяния, ни ужаса от произошедшего, ни сострадания. Каждый подчёркивает, что он православный, – и Мойщица полов, и Официантка, и Стрелочник, и Маляр, и Шофёр. Режиссёр почти бесстрастно, с глубоко скрытой болью и отвращением проводит перед зрителями вереницу людей, олицетворяющих целый народ прóклятой страны.

В чём одно из главных преступлений Октябрьской революции? В том, что она погубила державу и, разрушив семейный, моральный, религиозный уклад, ввергла людей в пучину безнравственности и порока. (От этой катастрофы мы не оправились до сих пор.) И тогда заповедь «Не убий!» стала просто фразой, от которой с досадой отмахиваются.

Царская семья не появляется на сцене, лишь эпизоды её последних дней встают перед глазами зрителей. В устрашающих подробностях. Как Маляр (Сергей Беляев) замазывает окна краской и вырубает свет, чтобы отравить ей и без того невыносимую жизнь. Как Официантка (Елена Коренева) с плебейской враждебностью оценивает взаимоотношения царя-«подкаблучника» и царицы. Как инженер Ипатьев (Олег Дуленин), в подвале дома которого произошёл зверский расстрел, настаивает на компенсации ущерба. Как Стрелочник (Беляев) помогал рубить тела, которые в топку не влезали… Как бабы воровали из царских сундуков вещи, а потом стали подделывать вышивки романовских монограмм и продавать на толкучке. Как Шофёр (Александр Доронин) перевозил трупы, а теперь ходит в поношенных царских сапогах…

Какая-то страшная тоска накрывает с каждым следующим монологом. Мысли пульсируют в голове: как же люди могли быть такими беспощадными, покорными, ослеплёнными? Как будто нравственный закон, в котором они росли и воспитывались, за один год бесследно испарился, и наступила вакханалия бесчеловечности…

Смысл спектакля ещё и в том, что трусость – «самый страшный порок». Для каждого из героев жизнь ограничена микроскопическим мирком, а главная цель – выжить любой ценой, пусть по уши в дерьме и чужой крови, но в чужой, не в своей. Присутствие в одежде персонажей исподнего как обязательного элемента ещё более подчёркивает унизительность положения каждого (художник – Алиса Меликова).

И драматург, и режиссёр безжалостны: актёрам требуется немалое мужество, чтобы смириться с такой краской.

Неожиданный ракурс предложен авторами спектакля в монологе Пуделя цесаревича по кличке Джой: в этом беззащитном персонаже в исполнении Елены Кореневой больше человеческого, чем во всех участниках адского хоровода, вместе взятых.

Монологи-ответы на вопросы невидимого обвинителя перемежаются музыкальными интермедиями в исполнении певицы Ирины Рындиной. Весь жёсткий гротеск постановки сконцентрирован в казачьих песнях и белогвардейских романсах, и лишь псалом «Да исправится молитва моя...» дарит зыбкий призрак гармонии.

 Наталия Колесова



Тэги: Наталия Колесова
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Ты не покинь меня, моя живая память»

    09.05.2025
  • «Лёгкая кавалерия» взяла Москву

    08.05.2025
  • Одна на всех. У каждого – своя

    07.05.2025
  • Дом науки и культуры, Ковчег, Театр оперы и балета

    05.05.2025
  • Татьяна Аксюта: «Ромео и Джульетта всегда будут на первом месте»

    02.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS