Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 июля 2016 г.
  4. № 30 (6561) (27.07.2016)
Телеведение

Изображая Чапая

27 июля 2016

Документальная лента Николая Сванидзе «Каппель – Чапаев» (из цикла «Обречённые. Наша Гражданская война», «Россия 1»), продемонстрировала, что телеисторик не стоит на месте. Изменилась и форма подачи исторического материала, и даже, кажется, отношение к трагическим событиям Гражданской войны. Нет, симпатии Николая Карловича по-прежнему на стороне социально близких – белых, однако той антипатии к красным, что была в «Исторических хрониках», уже нет. Возможно, это дань памяти его замечательным предкам Николаю Самсоновичу и Циле Исааковне, которые героически строили социализм в Абхазии, на Украине и в Москве. Была попытка объективно разобраться, почему же всё-таки победили красные. Учитывая, что царские офицеры служили и в Красной армии, и в Белой гвардии, а солдатами там и там были обыкновенные русские крестьяне – они в повествовании предстают непонятной, тёмной, жестокой силой. Правда, за красных воевали и представители «коммунистического Интернационала» – латыши, венгры, китайцы, а за белых – чехи, японцы и прочие интервенты, но решающей роли они не сыграли.

Про Василия Ивановича зрительская аудитория много и давно знает благодаря великому фильму братьев Васильевых и множеству документальных исследований, о Владимире Оскаровиче (почему-то он ни разу не был назван в фильме по имени-отчеству) Каппеле – гораздо меньше. Генерала-героя в исполнении Сергея Безрукова мы увидели в фильме про Колчака, а телеисследований его биографии было мало, хотя фигура эта достойна сериалов не менее, чем «правитель омский». Любопытно было узнать, что Каппель, как и многие оставшиеся без работы профессиональные военные, поначалу служил красным. Потом предал новых хозяев и подался к старым.

Подпортили фильм режиссёры Подгорный и Жуков, введя в ткань исторического исследования массовку якобы из тех времен, но с современными сытыми лицами, которые, позёвывая, внимали рассказчикам. Замечательный актёр Валерий Гаркалин помогал Николаю Карловичу вести беседу в образе историка и культуролога, что смотрелось несколько странно, так же, как попытки Сванидзе изображать чапаевцев. Это было похоже на то, как барин показывает своих туповатых дворовых. Данных, чтобы изображать и чёрную, и белую кость, у него нет, а желание кого-то сыграть есть. Смешение жанров, безвкусица, эклектика привели к утрате доверия к рассказчикам, телеисследование о пламенных революционерах и контрреволюционерах получило комический оттенок.

Сергей ИВАНИЦКИЙ

Тэги: Документальное кино Сванидзе
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Дважды рождённый

    04.04.2024
  • Из Армении с любовью

    07.03.2024
  • Наследие Алексея Саморядова

    25.01.2024
  • В чём сила, кот?

    30.11.2023
  • Британские дервиши в небе Заполярья

    14.03.2018
  • Равная величайшим

    92 голосов
  • Идея Мединского

    71 голосов
  • Бессмертный полк поэтов

    21 голосов
  • Британские дервиши в небе Заполярья

    16 голосов
  • В чём сила, кот?

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS