Перейти к содержанию
  Четверг 28 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    25 июля 2018 г.  № 30 (6653) (25.07.2018)
Искусство

Застывшая музыка времени

На месте бывшей шашлычной-«стекляшки» теперь частный музей «Собрание»
25 июля 2018

Одна из крупнейших частных коллекций мирового культурного значения собрана известным российским коллекционером и предпринимателем, президентом компании «Орион Наследие», вице-президентом Российского союза промышленников и предпринимателей Давидом Якобашвили и представлена в построенном им же здании на Солянке, у Яузских Ворот. 18 лет ушло на формирование ценнейшего художественного фонда, подбор и реставрацию экспонатов, проектирование и строительство здания музея.

Искушенная публика, не­устанно, по-детски восторгаясь, бродила по четырём экспозиционным этажам уникального здания, не в силах охватить более 20 тысяч экспонатов редкого музейного фонда, вместившего в себя предметы искусства (старейшие из которых датируются XIV веком) – музыкальные инструменты и механические редкости, в том числе музыкальные шкатулки, поющие птички, огромные органы и оркестрионы, шарманки, механические пианино и рояли, граммофоны и фонографы, аккордеоны, автоматоны, разнообразные аудионосители, включая восковые валики для фонографов, граммофонные пластинки начала ХХ века из шеллака, бумажные перфорированные и металлические диски и более современные виниловые пластинки.

В разделе декоративно-­прикладного искусства – русское (начиная со времени правления императрицы Елизаветы Петровны) и западноевропейское художественное стекло и керамика, художественный металл (работы мастеров Фаберже, Болина, Рюккерта, Сазикова, Овчинникова, братьев Грачёвых), скульптурные произведения мастеров-камнерезов разных стран.

Отдельный раздел посвятили русской эмали, в нём собраны произведения конца XVII –
начала XX века, представляющие разнообразную технику эмали: выемчатую, перегородчатую, расписную, витражную. В разделе ювелирного искусства – украшения, драгоценные табакерки и портсигары. Особый раздел коллекции, вызывающий наибольший интерес и эстетическое наслаждение, – часы (всего их более восьмисот).

В музее создан собственный реставрационный центр, собрана команда специалистов, поскольку бóльшая часть экспонатов нуждается в восстановлении, также есть студии фото-, видео- и аудиозаписи.

Отправной точкой в истории созданиия музея Давид Якобашвили называет своё знакомство со шведским бизнесменом Биллом Линдвалем, увлечённым коллекцио­нированием старинных механических инструментов. Встретившись в начале 90-х по делам бизнеса, они стали хорошими друзьями. В коллекции музыкальной механики Линдваля, которую он собирал более 40 лет, было около 460 предметов. Иногда в хорошую погоду Билл выходил на городскую площадь в Стокгольме и с удовольствием крутил ручку переносного органчика, радуя горожан звуками старинных мелодий. В 2000 году, когда он почувствовал, что серьёзно болен, предложил своему другу купить его коллекцию и сделать музей. Линдваль опасался, что дети рано или поздно распродадут ценную коллекцию по частям, поэтому хотел передать её в руки человека, который сможет продолжить его дело. И не ошибся. После приобретения коллекции Якобашвили начинает период активного собирательства и поиска новых интересных арт-объектов и перевозит их в Россию.

Только что большая экспозиция вернулась с Дней российской культуры во Франции. Но на этом глава «Собрания» не останавливается. Он и его сын Михаил готовятся к открытию постоянной музейной экспозиции в Сочи.

На вопрос, каковы планы музея, как будет построена его работа, Давид Якобашвили рассказал о музыкальных вечерах, поскольку в собрании музея огромный объём музыкальных аппаратов, записей, роллов, цилиндров, пластинок. Важное направление – прикладное, для подрастающего поколения – обучение работе с техникой. «Мне бы хотелось, чтобы музей имел просветительскую функцию. Будем рассказывать, как создавались механизмы, как они работают. Как возникает звук, как работают мехи, которые подают воздух в механизм, какие задействованы каналы и трубы. Возможно, будем обучать профессиям мастеров по ремонту часов, механизмов, столярному делу. Планируем образовательные программы, лекции, мастер-классы. Будем делать золочение, работать с металлами, проводить столярные работы, восстанавливать механизмы и внешний вид».

Ожидается, что для широкой публики музей откроется до конца 2018 года. Пока создатели обещают сделать вход бесплатным, но по предварительной записи, «чтобы было понятно, кто приходит», – подчёркивает Давид Михайлович.

Ирина Горюнова,
заслуженный деятель искусств РФ,
профессор МГУ

51

Ирина Горюнова

Заслуженный деятель искусств России, профессор ...
Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Практическая психология Вячеслава Долгачёва

07.07.2023

Алфавит тишины

06.07.2023

Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

05.07.2023

Сквозь невесомое время

05.07.2023

Мир через замочную скважину

03.07.2023

Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

10230 голосов

Прелюдия к концерту бытия...

7453 голосов

Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

2623 голосов

Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

2602 голосов

Бремя Платонова

2370 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты