Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 июля 2022 г.
  4. № 30 (6844) (27.07.2022)
Многоязыкая лира России

Держитесь корней!

Не каждый взрослый писатель может творить для детей

27 июля 2022

«Моя скромная задача – помочь детям полюбить живую природу, родную землю, дом свой отчий», – признаётся поэт, прозаик, драматург и переводчик Галина Кужакова, известная в родной республике под псевдонимом Мелейек Казачинова.


«ЛГ»-ДОСЬЕ

Галина Григорьевна Кужакова родилась в 1941 году в улусе Аев Усть-Абаканского района Республики Хакасия. Окончила Абаканский государственный педагогический институт. Работала литературным сотрудником, редактором радио и телевидения, редактором в Хакасском книжном издательстве. Больше десяти лет была председателем правления Союза писателей Хакасии. Автор одиннадцати книг стихов и прозы. Член Союза писателей России. Заслуженный работник культуры РХ, лауреат литературной премии в области поэзии главы РХ им. М. Баинова. Живёт в Абакане. 

Недавно в честь 80-летнего юбилея и первой в местном литературном сообществе Галине Григорьевне было присвоено почётное звание «Народный писатель Хакасии».  



– Есть народные артисты, художники, даже учителя, и вот теперь вы стали народным писателем Хакасии… Галина Григорьевна, это было неожиданно для вас?

– Сам этот факт был лишь отчасти неожиданным поворотом. Союз писателей и Дом литераторов Хакасии сами, без моего участия, подготовили пакет документов, потом прошло заседание правления... И вот на праздничном мероприятии «Юбилейный роман» состоялось награждение. Само мероприятие, кстати, было очень торжественным.

А что до звания… Это оценка литературной работы человека. То есть моего вклада в развитие хакасского и русского языка и культуры.

– Вы родились в улусе Аев Усть-Абаканского района, но уже давно живёте в Абакане. Насколько этот город вам близок по духу?

– Этот город – дом, который стал таковым, когда после седьмого класса я приехала поступать в педагогическое училище. В те годы Абакан был ещё таким провинциальным, с деревянными двухэтажками там, где сейчас стоит Хакасский государственный университет… Спустя годы почти два месяца я жила в Турции и несколько дней на Кипре, но всё равно все нутро рвалось сюда.

До сих пор не перестаю удивляться, как сейчас Абакан продолжает благоустраиваться, какие появляются красивые и уютные парки, скверы… Вспоминается, как у памятника Пушкину проходили встречи. Я читала там стихотворение Александра Сергеевича «Клеветникам России» на хакасском, думала, что интереса не будет, но слушатели уловили настроение, ритм. Я ведь ещё много работаю над переводами.

– А чем занимались, будучи студенткой педучилища?

– Прежде всего нужно сказать про учёбу, а именно о том, как нам подавали знания. Педагоги буквально «лепили» из нас настоящих людей, профессионалов педагогической деятельности. Говорили: «Ты – будущий учитель, так что читай как учитель. Помни, что тебе работать с детьми». Анна Фёдоровна Троякова не только хакасскому языку нас учила, но и как одеваться. А вот Надежда Николаевна Зимина – наш куратор, математик – приобщала к искусству. Предлог всё это был, конечно. Был же голод, особенно перед стипендией, за три дня мы вообще ничего не ели, только воду пили. Тогда она стала приглашать к себе, якобы чтобы показать картину, но на деле нас ждал чай и вкусные пирожки.

Кроме учёбы мы играли в музыкальном ансамбле, участвовали в спортивных соревнованиях… Всё в городе было организовано для нашего всеобщего развития, для того, чтобы вырастить, повторюсь, из нас людей трудолюбивых и активных.

– И в это время у вас появилась любовь к литературе, а точнее, к поэзии…

– Не совсем. Любовь именно к поэзии появилась ещё в начальных классах. Я тогда заучила стихотворение, напечатанное на целой полосе газеты «Пионерская правда». Целая поэма! И на радостях иду из школы, в пургу, размахиваю руками и громко читаю вслух. А тётя Стюра подумала, что я заблудилась, не могу найти дом, поэтому и машу руками. Тот-то смеху было!

Потом написала первое стихотворение на хакасском, его напечатали в газете и выслали гонорар – 2 рубля с копейками. Как?! Такое вообще бывает? Потом все давай ко мне приставать с расспросами. Довели, в общем, до слёз. Думала, что больше никогда писать не буду. Но что-то опять нахлынуло, родились строчки, а почему-то газета больше не печатала.

Уже будучи студенткой педучилища, я написала стихотворение «Удивительный вечер». К нему композитор Георгий Челбораков написал музыку, и оно стало песней, которую до сих пор поют.

– Однажды вы сказали: «Я остаюсь детской писательницей и стараюсь принести моим юным читателям как можно больше полезных, приятных минут своим словом». То есть писать для детей вам больше нравится?

– Да. Может, потому, что в душе я сама ещё ребёнок, иногда совершаю такие поступки… (смеётся) Но если серьёзно, не каждый взрослый писатель может творить для детей. Но тут и педагогический опыт сыграл свою роль. Я преподавала в начальных классах, особенно нравились первоклашки. Они порой такие сочинения писали, что просто диву даёшься! И на полном серьёзе. Например, одна моя ученица в стихах расписала весь свой распорядок дня, когда впервые опоздала на урок.

Через уроки, через поэзию мне хотелось рассказать детям, что да, в сказках всё заканчивается хорошо, но вот в жизни произойдёт много такого, что может даже на колени поставить. Но всегда, всегда нужно находить в себе силы подняться, идти вперёд! Да и вообще, мне просто душевно близок детский характер, удивлённый, открытый взгляд ребёнка на окружающий мир, познавая который он взрослеет. Моя скромная задача – помочь детям полюбить живую природу, родную землю, дом свой отчий.

– Но за всю творческую жизнь вы писали не только стихи, но и прозу…

– Первая книга, «Свадьба» («Той»), вышла в 1979 году, спустя четыре года была опубликована книжка детских стихов «Звёздочка» («Чылтызах»). С 1984 года в течение шести сезонов на сцене театра «Сказка» шла сказка «Тайны горных духов». Артисты побывали с этой пьесой во всех районах Хакасии.

В 1989 году в сборнике-хрестоматии «Маленьким друзьям» опубликовали ещё мои стихи и рассказы, затем в 1991-м вышел сборник рассказов на русском и хакасском языках – «Ребята нашего аала»… Всего не перечислить, да и не нужно, я считаю. Важно то, что творческая работа не останавливается.

– Расскажите, кто из режиссёров Хакасского национального театра кукол «Сказка» поставил вашу сказку, как проходила работа над постановкой?

– Сам Людвиг Григорьевич Устинов. Никогда не забуду, как он со мной работал! Вызовет, угостит кофе или чаем и начинает прямо учить, как писать пьесы для театра. Объясняет, что на сцене можно воплотить, а что – нет. Думаю, что главное для режиссёра – если он зацепился за что-то в работе автора, нашёл изюминку, то её нужно обязательно «тащить» из текста, развивать вместе с автором. Ещё вспоминаю Юрия Матвеевича Майнагашева – режиссёра Хакасского театра, он очень скрупулёзно работает.

Помню, был такой случай: будучи председателем Союза писателей Хакасии с 1998 по 2009 год, я пригласила директора и режиссёра Бурятского театра. Тогда они сказали такую вещь: «Мы знаем каждого нашего драматурга. Стараемся любой ценой помочь, продвинуть его на нашей сцене. И почему у вас драматурги относятся к Союзу писателей? У нас они – люди театра». Хотелось бы повсеместно видеть такое.

– Какие напутственные слова вы сказали бы молодым писателям?

– Хочется повторить слова моего отчима Ивана Андреевича Чанкова, которому я благодарна за тёплое, отеческое отношение ко мне: «Занимайтесь творчеством. Это обогащает душу и жизнь!»

Беседу вела

Анастасия Спалевич, Абакан

Мелейек Казачинова

 

Укоренённость

Народная мудрость: в годину невзгод

язык умирает последним. Язык –

тот стрежень, что объединяет народ.

Его малышам завещает старик.

 

Язык – совокупность всех слов наших, дел.

Он нами живёт, продолжается в нас.

Рыдающим: «Слишком язык ослабел!» –

«Держитесь корней!» – наших предков наказ.

 

«Подобно реке, повседневная речь

ослабнет порой, потускнеет на вид.

Так укореняйтесь – дыханье сберечь –

в родном языке», – Мать-Земля говорит.

 

Перевёл Виктор Куллэ

Тэги: Литература Хакасии
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • Утнасун

    08.05.2025
  • Сыны Калмыкии в боях за Родину

    08.05.2025
  • Признанный мастер

    01.05.2025
  • Минутной радости прибой

    01.05.2025
  • Чарав

    137 голосов
  • Не сойти с бесконечного круга

    113 голосов
  • Заблудилась в звёздном поле...

    108 голосов
  • Равновесие чувства и мысли

    106 голосов
  • Проникновенные лучи

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS