Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 июля 2022 г.
  4. № 30 (6844) (27.07.2022)
Многоязыкая лира России

Вина

27 июля 2022

Андрей Белозёров

 Родился в Абакане в 1975 году. Публиковался в журналах «Абакан литературный», «Тверской бульвар, 25», «День и Ночь», «Урал», «Флорида», «Бельские просторы», «Волга» и др. Участник VI и VII форумов молодых писателей России в Липках. Лауреат литературной премии им. В.П. Астафьева по прозе (2011). Автор двух книг повестей и рассказов – «Пост номер один» и «Люди до востребования». Член Союза писателей России.


 

На похороны понабилось в бабушкину квартиру родни. Шинковались фрукты, парила куриным бульоном здоровая кастрюля, в раковине стоял перезвон тарелок и стопок.

Коридор, как городской перекрёсток в час пик, кишел сталкивающимися телами – мужики то и дело курсировали в подъезд покурить, а женщины таскали посуду. Не занятые движением сидели полукругом в зале.

– Да-а, вот и нет нашего генерала… А ведь и не собирался туда.

– Пятьдесят лет за баранкой, от неё и смерть нашёл, это ж надо…

– А водителя-то, водителя нашли? И что говорят?

Я обосновался на кухне, поуютнее как-то: пахнет разным съедобным и люди не вздыхают, а суетятся над закусью. Правда, мать с бабушкой всё время на меня натыкаются, а наткнувшись, говорят одну и ту же волшебную фразу: «Ну что ты как неродной сидишь, иди в зал. Иди, иди в зал, хоть посмотришь на всех».

Я оделся и вышел на улицу – курить. Серое пустое небо, впаянные в заиндевелую землю панельные пятиэтажки. Мороз градусов тридцать. Хиус жёг лицо, гнал по асфальту волны снежной пыли. Я наблюдал, как неровно курится моя сигарета, как с одной стороны она выгорела на треть, а с другой – торчит лоскут пожелтевшей папиросной бумаги.

Из дверей подъезда появился Игорёк – мой двоюродный брат. Высокий, КМС, чёткий, выраженный подбородок – с таким подбородком отменным и дорога прямая в светлое будущее… У меня такого нету.

– Привет, Игорёк.

– Привет, что один сидишь?

– Разве один? Ты вот вышел.

– Да папка позвонил, скоро гроб подвезут. А у тебя как жизнь? Трудишься там же?

– Угу. А куда мне рваться…

– Что плотят?

– Восемнадцать. – Приврал, на самом деле пятнадцать, а всё равно не помогло, потому что лицо Игорька изменилось этак по-хозяйски. Мужики ведь и спрашивают друг у друга про зарплату, только чтобы лишний раз убедиться, кто тут вожак стаи, а кто чмо.

– Маловато, конечно… За дело браться не собираешься? Всю жизнь не просторожишь…

– Норма-ально, Игорёк. Зачем мне лишние движения?

– Понятно, а на личном фронте как? Любимая есть?

Вот и второй ключевой вопрос.

– Да, есть кое-что.

– А что не женишься, Андрей?

– Не-е, не созрел я ещё как-то для таких подвигов, Игорёк.

– Зря… А я вот, Андрей, хочу жениться. Последнее время особенно, душе чего-то не хватает. Я не люблю такого, сегодня здесь, завтра там. Только пока надо на ноги встать. Мы с парнишкой одним контейнерными грузоперевозками занялись. Вот дело наше наладится…

– Норма-ально.

Подъехала белая газель с гробом и автобус, из него вышел мой дядька – отец Игорька, потирает большие красные руки, с навечно въевшимся в трещины шофёрским мазутом.

– Давайте всех вниз. Пару табуреток прихватите.

Гроб поставили на табуретки возле подъезда, сняли крышку. Резкий вой – я даже вздрогнул от неожиданности.

– На вот, любуйся теперь! – проголосила дедова сестра моей бабушке.

Вихрь вздохов закружил меня: «как живой», «как живой». «Такой же бравый, прямо генерал!» – кто-то за плечом.

К гробу припала моя бабушка: «Ой, генерал мой, генерал!»

– Шапку, шапку сними хоть, – прохныкала вынырнувшая из вихря мать.

Я испуганно огляделся и увидел, что все мужики уже без шапок и их головы дымятся белым, торопливо снял свой гондончик.

Потом немного поутихло, выстроилась очередь, подходили к гробу и что-то говорили. Старухи лили слёзы. Подошёл и я.

Лицо дедово напоминало сдувшийся мячик, который примяли с правой стороны. Один глаз провалился глубже другого, корявый шов, не смытая толком кровь с седых волос – каждый волос почему-то по отдельности, а из уха на подушку пролилось немного жёлто-коричневой сукровицы. Глядя в эту лужицу, я пробормотал первое пришедшее на ум, вроде: ну ни пуха ни пера тебе, дед. И уступил очередь…

От деда мне остались только два лица. Вот скомканное, тяп-ляп слепленное. И ещё одно. Это когда я приехал со вступительных из Москвы. Меня встречали, словно героя, вернувшегося с победоносной войны. И дед, увидев меня, побагровел вдруг, глаза его заслезились, и со звуком «у-ю-ю-ю-ю-ю-юй» он уткнулся мне в плечо. И никто ведь больше не плакал тогда, да я ведь и не требовал ни от кого слёз, и удивились все ещё… И вот это красное лицо с дрожащими щётками усов и бровей… И вот это скомканное, вдавленное в ореол второго подбородка – сидят сейчас в моей голове: одно – слева, другое – справа… И слева, и справа, до отупения.

На шум со всего двора повыползало изголодавшееся по спектаклям старичьё. Падальщики. «Кто там?», «Кого это?», «А-а, надо же». Появилась помятая тётка лет сорока – пьяная, брызжущая ядом.

– О-о-о, завыли, завыли, – шипела она.

Я сразу понял, что она обращается ко мне, и она сразу поняла, наверное, какая-то язва видна была на моём лице невооружённым глазом.

– Мало терпели от него, а теперь воют. – Я смотрел в её ядовитую физиономию и слушал.

– Ты же Андрюша, да? Внук бабы Гали? Я кивнул.

– Она о тебе всегда рассказывает, я всё о тебе знаю… А сколько она натерпелась от него, как он её гонял... Постоянно ведь мне жаловалась…

– Не место сейчас, – пробубнил я с каменным лицом.

Краем глаза я видел, как дворовое старичьё переключает внимание на наш диалог, оплетает, обступает со всех сторон… и почувствовал себя соучастником тайного раскольничьего заговора.

– Сколько зла он вам причинил, да радоваться надо, освободились ведь. Ну скажи, скажи, разве ты не рад?

– Мне он ничего не сделал плохого, – монотонно пробубнил я, и то правда: за последнее время дед мне и слова дурного не сказал – любимый внук. Бывало, только напьётся и правнуков требует… Однако, подумал я, лицо моё так обмёрзло и онемело в своей вылепленной мрачности, что даже если на нём и улыбка возьмись, я бы этого не заметил. А вполне может быть и улыбка… Ведь вина уже хозяйничала во всём.

Тем временем гроб ставили в газель, люди рассаживались по машинам. Мы же с тёткой по-прежнему здесь, в прицеле любопытного старичья; шали, уткнувшиеся в воротники сморщенные носы, покашливание клубочками пара.

– Идём, идём ко мне, я же всё о тебе знаю. У меня и стол накрыт, идём поговорим. – Гнусная физиономия призывно улыбается заплывшими глазёнками. А в голове дрожащие щётки усов и бровей: у-ю-юй… – Идём, ну же…

Как же я презирал это существо, потрескавшиеся губы, заплывшие глазёнки, маслянистый завиток из-под платка… Но нога сама сделала шаг.

Проклятая продолжала:

– Вот моё окно на первом этаже, видишь, давай, Андрюш, выпьем, я расскажу тебе…

Я вздрогнул, поймав себя на ещё одном шаге в её сторону, поймав, развернулся и пошёл к автобусу, обрывая паутину взглядов.

У автобуса стоял Игорёк.

– Чё, не поедешь? – спросил я.

– Некогда, контейнер пришёл, дело горит…

– Ладно, давай.

Он крепко пожал мне руку – у него всегда такое бодренькое розовощёкое рукопожатие – сплошное доказательство здоровья и правоты. У меня такого нету…

По дороге я скрёб ногтем выбеленное изморозью стекло и гнал призрак тётки.

На кладбище было ещё морознее, ещё ветренее. По всему пространству тянуло чёрный дым от угля, под которым грелась земля для будущих могил. Ноги и руки занемели от холода. Он хозяйствовал повсюду, лез в рукава и обволакивал спину, превратил одежду в грубый кусок толи. Мне всучили пару венков – проволочные узлы жадно липли к пальцам. Могильщики, совсем пацаны, стали разбивать ломиками кучу, звонко высекали искру о здоровые голыши, намертво вмурованные в смёрзшуюся землю – вряд ли такая могла стать пухом. Кто-то похожий на парторга, одетый не по-рабочему – в дублёнке и формовке, – руководил их неторопливым занятием.

А дедова сестра продолжала резать слух своими плачами. Я вспомнил, как она зачем-то подарила мне воробышка с красной ниткой на лапе. Я ещё был дошколёнком желторотым, и воробышек был желторотым – совсем не умел летать. Жили мы в частном доме, в огороде был врыт кузов и наполнен водой для поливки грядок – в нём вечно плавала пузырчатая зелёная плесень, кишели дафнии цвета хаки, жуки-плавунцы. Воробышек мой трепыхнулся в детских неумелых руках да и упал туда. Крылышки распластались, прилипли к поверхности воды. Раздался писк. Перепуганный, я потянулся к нему, но птенец забил крыльями и уплыл к другому краю. Я кинулся туда, но он отплыл на середину. Он пищал и захлёбывался, тревожа скользящих по кругу водомерок. В слезах я побежал за бабушкой, впрочем, когда тянул её в огород, уже знал, что всё с воробышком кончено.

И ещё было. Одна добрая соседка всю жизнь на эпидемстанции проработала. И работу свою, видимо, очень любила, потому что, выйдя на пенсию, стараний своих не оставила, переключилась на местных котов и кидала порой отравленного фарша во дворе.

Мой кот умирал неделю, и в последний день он лишь ползал, катался и кричал. И вот он лежит пластом после очередного приступа боли. Тельце раскачивается от тяжёлого дыхания. Глаза голубые, широко открыты. Голова не держится, лежит на полу, и глаза смотрят вверх. Подхожу – он поднимает трясущуюся голову, смотрит в глаза. Я едва держу слёзы – в гостях у меня мой добрый друг из столицы, а значит, есть вещи и посерьёзнее, а значит, плакать – стыдная слабость. Я глажу шелковистую кремовую шёрстку, самую шелковистую из всех, Гоша, хороший мой, славный мой, маленький… Гоша, собрав в пучок усы, начинает мурчать, громко-громко, вибрировать всем своим пустым тельцем. Я срываюсь – растягиваюсь рядом и рыдаю. Друг тактично где-то там… на кухне… курит. Очередная судорога прерывает мурчание. Гоша протяжно кричит, ползёт от меня в тёмный угол за штору, тонко отрывисто стонет. Меня поднимают. Я прячу лицо.

– Брось себя травить, идём отсюда.

Я киваю и, запинаясь, говорю:

– Он мурчит… Я его глажу, а он мурчит… и в глаза… и уполз, чтобы боли и смерти не показывать…

Закрываю двери, включаю радио на полную, курим на кухне.

– Совсем немного осталось, – говорю, успокоившись.

Сквозь табачный дым и запертые двери бежит едва уловимый запах мертвечины. Пробежал и исчез – смерть забрала своё. Друг мой молчит, молчит. На лице его участливая мрачность. Взгляд далёк и близок одновременно. Дурные воспоминания своё дело сделали. Мои глаза наполнились слезами – теперь я мог поднять голову и честно смотреть в глаза родственников.

Могильщики взяли гроб, семеня, перенесли его к яме, поставили на табуретки – всё неторопливо, осторожным выверенным движением, словно пьяные, которые хотят казаться трезвыми. Потом встали поодаль – один с крышкой, другой с молотком. Молоток выжидающе раскачивался. О, как я понимал их, ищущих здесь только завершения, гораздо более понимал, нежели кровных своих родственников.

– Провожающие, приступайте, – сказал парторг.

Все кинулись, окружили гроб. Я со своими венками, как всегда, опоздал, и было довольно глупо теперь толкаться к гробу… Я смотрел в узкую ледяную яму, похожую больше на разлом в скале.

Провожающие… провожающие…

«Провожающие, покиньте вагоны». «Давай, Витёк, покедова». «Счастливого пути!» Каждый хочет взглянуть напоследок – «давай там не забывай нас». Я тоже тяну голову: «Ну чё, дед, давай». Состав дрогнул, последний вопль сестры, проводники забивают вагон и отправляют его в чёрное, холодное будущее. Потом горка из смёрзшихся комьев, которая с трудом держит крест в порывах ветра, венки, прикрученные проволокой, хлеб и стакан.

Только ведь всё наоборот – мы едем в своём плацкарте сквозь своё чёрное пространство, покачиваемся на изгибах дороги. А деда ссадили на зябком полустанке, и он возмущён, бежит вслед, машет – он хочет с нами, там недоеденный окорочок, недорешённый сканворд…

Провожающие, пройдёмте на трапезу – тёплая квартира, водка, курятина в лапше, – я напился вдрызг.

Тэги: Проза Хакасии Андрей Белозров
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Встреча на привале

    27.11.2023
  • Сказка под названием «Детство»

    03.08.2022
  • Подарок для матери

    20.07.2022
  • Детские радости

    28.09.2021
  • Запретка

    21.09.2021
  • Запретка

    13 голосов
  • Закрытие года

    7 голосов
  • Подарок для матери

    4 голосов
  • Месть Егудэя

    4 голосов
  • Возвращение Тэмучина

    3 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS