Георгий Цаголов. Отец и политэкономия. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2014. – 148 с. – З00 экз.
Когда сын пишет об отце (или наоборот), риск субъективного фактора велик. Впрочем, где его нет? Опасность такого рода Георгий Цаголов сознавал и стремился избежать. Прочтя небольшую, но содержательную книгу «Отец и политэкономия», убеждаешься, что это удалось.
Толчком, побудившим автора взяться за перо, стало то обстоятельство, что кафедра политэкономии экономического факультета МГУ, которой Николай Александрович Цаголов (1904–1985) долгие годы руководил, решила этой весной провести конференцию «Сквозь призму времени: к 50-летию «Курса политической экономии» и 110-летию Н.А. Цаголова». В ней приняли участие свыше 100 учёных из разных стран.
На блистательные лекции Цаголова-старшего в МГУ съезжались со всей страны. По его учебнику училось не одно поколение студенческой молодёжи. В сложнейших условиях он пошёл против основного тогда в нашей политической экономии вульгарно-описательного и догматического течения и создал поистине классические труды, заметно раздвинувшие рамки этой науки в широком смысле слова.
Сенсационным прорывом оказалась идея открытой модели социализма. На смену «беллетристическому» подходу пришло понимание анатомии строящегося общества. В его основе – планомерная организация управления хозяйством в масштабах всего общества. А уже на неё, как на стержень, нанизываются товарно-денежные связи. Опиравшееся на сорокалетнюю практику социализма в СССР, это видение представляло совершенно новый и уникальный системный взгляд на социализм. Вместе с тем оно принципиально расходилось с эклектическими воззрениями тогдашних сторонников «рыночного социализма».
Мировой опыт подтверждает правоту главного тезиса: без централизованного планирования не достичь ни высоких темпов экономического роста, ни социальной гармонии в обществе. Наиболее успешные экономики имеют не только рыночные регуляторы. В Индии идёт 12-я пятилетка. В Китае, который, как принято считать, вот уже 35 лет как движется в сторону рынка, хозяйство также развивается по намёткам пятилетних планов. Лишь мы, опрометчиво порушившие плановый регулятор, зациклились на одном лишь рынке, да и его быстро умудрились криминализовать и монополизировать. Потому и основательно проседаем в кризисы и в разы отстаём от чемпионов экономического роста.
«В странах БРИКС, – пишет автор, – все кроме нас широко практикуют макроэкономическое плановое регулирование… И не надо пугать несведущих людей угрозой реставрации Госплана. Не о том речь. Восстановление планирования необходимо в тех формах и пределах, в которых оно служит стабилизатором и регулятором экономики, но не мешает, а помогает другому регулятору – рыночному».
Вместе с тем истёкшие десятилетия выявили, что планирование всего и вся из одного центра неэффективно. Государство лишь в ограниченной сфере может обладать достоверной информацией о том, что обществу нужно, а что нет. Но в области изготовления индивидуальных товаров и услуг обособленный частный производитель знает свой рынок и его потребности лучше. Но ни в перестроечную эпоху, ни позже вопрос так не ставился. Разрушив «до основанья» плановое хозяйство, мы выплеснули с водой и ребёнка. Стоит ли удивляться тому, что, шарахаясь из одной крайности в другую, мы попадаем из огня да в полымя.
По мнению Г. Цаголова, человечество движется не к коммунизму, а к конвергенции капитализма и социализма. Новое интегральное общество, сочетающее в себе преимущества обеих формаций, давно существует в Скандинавских странах, строится в Китае, Вьетнаме, Индии, Бразилии, Белоруссии и Казахстане. В их экономиках существует благотворный симбиоз плана и рынка, функционирует биполярная система.
Эта тенденция должна найти своё отражение и в обновлённой политической экономии, возрождение которой послужило бы базой для создания новой идеологии России. «Нельзя, – замечает автор, – строить идеологию без предварительного выяснения того, в каком обществе мы живём и к какому должны стремиться».
Если конвергенция коммунизма и капитализма имеет место, то почему бы ее не начать или продолжить с того, что главной целью государства является воспитание сильной социально-ответственной (значит, патриотичной) личности, которая:
** признает общественно-полезный, свободный, творческий труд высшей ценностью жизни;
** признает приоритет своих обязанностей над своими правами;
** обеспечивает свое благополучие личным трудом без обмана, насилия, незаслуженных
привилегий;
** проявляет уважение к своим родителям и заботу о них; воспитывает здоровых,
образованных, гуманных и трудолюбивых детей;
** в отношениях с другими гражданами инициирует взаимопомощь и компромисс,
обеспечивает приоритет интересов пожилых и старых граждан;
** ограничивает личное потребление материальных благ для их доступности другим
гражданам (научно-обоснованное или общепринятое, без атрибутов роскоши
и тщеславия);
** знает главные факты мировой истории, основные достижения науки и искусства;
** бережет красоту и богатства природы, созданные людьми материальные и духовные
ценности;
** предпочитает здоровый образ жизни, самовоспитание, самоконтроль ;
** способна к объединению с другими гражданами для защиты личных и государственных
интересов.
Эффективным компромиссом между централизованным планированием и рынком может стать планомерно формируемый высшими и местными органами власти государственный заказ всем поставщикам важнейших видов продукции и услуг (минеральные и энергетические ресурсы, конструкционные материалы, транспорт, продовольствие, жилье, лекарства, лечение и оздоровление). Предприятиям, использующих негосударственные средства производства, объем приоритетно исполняемого госзаказа не должен превышать половины количества производимых изделий или объема услуг. Оптовые и розничные цены на произведенные по госзаказу товары должны устанавливать и контролировать
специализированные государственные организации, а реализация таких товаров конечному потребителю осуществляться с участием только одного оптового покупателя и одного розничного продавца. Естественно, что продукцией чисто государственных предприятий (прежде всего - работающих на армию и флот) должны распоряжаться только высшие органы власти.
Основным критерием эффективности отдельного товаропроизводителя – юридического лица является производительность труда, рассчитываемая по двум показателям:
а) количество изготовленных изделий (объем услуг) в расчете на единицу стоимости товара (включая доходы граждан и прибыль предприятия); б) количество изготовленных изделий (объем услуг) в расчете и на единицу времени. Показатели производительности труда учитываются при начислении доходов собственникам средств производства и руководителям предприятий.
Оновным критерием и целью материального благополучия граждан является рациональный
потребительский бюджет (РПБ), фиксирующий все индивидуальные потребности, необходимые для здорового образа жизни, эффективного труда, спокойствия и безопасности, получения образования и воспитания детей – без предметов роскоши, тщеславия, необязательного потребления. РПБ, утверждаемый высшим законодательным органом государства, рассчитывается по научно-обоснованным нормам потребления товаров и услуг – оптимальным по количеству и доступности с учетом конкретных условий жизнедеятельности граждан: климат, возрастная группа, численность
иждивенцев, обеспеченность жильем, розничные цены на товары и услуги.
Фактические доходы граждан от предпринимательской деятельности или работы по трудовому найму, используемые на личное потребление и неинвестируемые в производство, начисляются специальным государственным органом с учетом санитарно-гигиенических факторов, сложности и качества выполняемой работы на каждом рабочем месте. Суммы фактических доходов начисляются и выплачиваются гражданам без подоходного налога, который включается в стоимость изделий и услуг вместе с суммой доходов. Классификация доходов и условия их получения устанавливаются высшим законодательным органом государства: а) достаточные: меньше суммы РПБ;
б) оптимальные: равные РПБ; в) дополнительные : не более пятикратной суммы РПБ;
Достаточная сумма доходов не должна причинять ущерба здоровью, интеллекту, безопасности и достоинству гражданина и нетрудоспособных членов его семьи. Она начисляется за несложный труд, не требующий специального образования и выполнения распорядительных или воспитательных функций, в нормальных санитарно-гигиенических условиях при соблюдении нормированной длительности рабочего времени. При этом учитываются потребности в нормальном питании, одежде, мебели и других бытовых средствах, расходы на содержание жилья минимальной площади, приобретение средств массовой информации, однократное (за месяц) посещение учреждений культуры (кино, театр, музей).
В достаточные доходы не включаются: расходы на табак и алкоголь, приобретение и содержание личного моторного автотранспорта, строительство жилья, зарубежные поездки, резерв денежных средств.
Оптимальный потребительский доход начисляется за сложную, требующую специального образования работу, в нормальных санитарно-гигиенических условиях, без распорядительных или воспитательных функций, соблюдение нормируемой длительности рабочего времени, выполнение всех производственных заданий, отсутствие нарушений трудовой дисциплины.
В поощрительных доходах учитывается увеличенная интеллектуальная и психологическая нагрузка, вредные санитарно-гигиенические факторы, уровень образования и квалификации, количество контролируемых объектов, численность подчиненных, другие существенные признаки труда.
Максимальную сумму трудового дохода имеет высшее должностное лицо государства.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться