Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 июля 2015 г.
  4. № 31 (6519) (29.07.2015)
Литература

Книжный фастфуд

29 июля 2015

То, что сейчас называют литературным процессом, едва ли им является. Дело в том, что любая литературная картина предполагает то, что она сложилась благодаря некой художественной логике. У нас же если эта логика и прослеживается, то она далека от творческой. Иногда кажется, что те, кто все постсоветские годы регулировал нашу книгоиздательскую и литературно-премиальную жизнь, ставили своей целью окончательно умертвить отечественную словесность, отвратив от неё просвещённого читателя. Иначе как объяснить такое количество ложных авторитетов, которые надувают с завидным усердием? Воздушные шарики и мыльные пузыри, как правило, такого не выдерживают, а писатель, напротив, чувствует себя гуру, способным влиять на умы не только строкой, но и пением, внешним видом, политическими жестами. Дети расстраиваются, когда шарики и мыльные пузыри лопаются, взрослые при виде раздувшегося писателя брезгливо недоумевают.

А что ещё можно испытывать, когда крупнейшие премии получают авторы, толком не умеющие построить предложение, когда культуртрегеры от литературы всех пытаются убедить, что эти премианты лучшие из лучших, забивая их книгами прилавки, заталкивая их во все эфиры, бессчётное количество раз вывозя их за границу? Складывается ощущение, что играешь в карты с опытным шулером! Был бы ещё у него в рукаве туз! Но, увы, и туза нет… Одни голые короли и дамы…

В своё время Некрасов переживал:

Когда мужик не Блюхера

И не милорда глупого –

Белинского и Гоголя

С базара понесёт?

Думается, что портрет прусского фельдмаршала и книжка-картинка Матвея Комарова «Повесть о приключении аглицкого милорда Георга и о бранденбургской маркграфине Фридерике Луизе» были куда безобиднее, чем то, что предлагается современной публике в книжных магазинах. И уж точно те, о чьей незаслуженной популярности переживал автор «Кому на Руси жить хорошо», не занимались подрывом основ русской государственности, при этом стараясь получить от этого государства все блага. А новые Белинские и Гоголи в большинстве своём при нынешней системе едва ли дойдут до книжных полок, задохнувшись от обиды в разных городах и весях нашей Родины.

Мы много говорим о том, что интерес к чтению стремительно снижается. Иногда даже интеллигентски пеняем на то, что народ, мол, стал не тот. Но откуда этот интерес возьмётся, если под видом серьёзной современной литературы людям предлагается обычный книжный фастфуд, изготовленный по чужим и вредным рецептам? Народу остаётся безмолвствовать, ожидая конца «новой литературной драмы». «Голые короли», несомненно, обречены. Но найдём ли мы, о ком кричать: «Да здравствует король!»? Очевидно, чтобы новые люди пришли на смену дутым авторитетам как можно быстрее, необходимо уже сейчас перестроить всё наше литературное хозяйство, изгнав из него недобросовестных приказчиков и поручив управление людям, для которых государственность, патриотизм и духовные ценности – не пустой звук и не повод для реализации бюджетно ёмких проектов.

Тэги: Книгоиздание Чтение Книготорговля
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Дети приняли эстафету

    27.12.2023
  • Сначала книга, потом телефон

    24.12.2023
  • Без волшебства – никуда

    09.09.2021
  • Storytel уполномочен заявить...

    31.08.2021
  • Почему люди сегодня меньше читают

    08.07.2021
  • Весьма странная книга

    37 голосов
  • Зачем нам нужен этот Ванька?

    37 голосов
  • Знакомьтесь: „Универсум“

    32 голосов
  • Детище Вадима Кожинова

    24 голосов
  • Читать-то мы хотим...

    24 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS