Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 июля 2015 г.
  4. № 31 (6519) (29.07.2015)

Воспитание Эллочки-людоедки

29 июля 2015

Слоган телеканала «Домашний» – «Домашний: всегда для женщин», – скажем сразу, не соответствует его содержанию и направленности. Всё-таки домашний – это не синоним женского. Домашний – это семейный. А здесь ориентация исключительно на женскую аудиторию. Но и женским его назвать я бы не торопился. «Домашний» – это скорее канал для домохозяек, и не простых, а отчаянных.

В советское время спорили: правильно ли для женщины уйти без оглядки в дом, в семью, в женское? Приходили к выводу: женщина – всё-таки нечто большее, чем мать, домработница, модница и приложение к мужчине. В перестроечные годы, когда социализм начал поворачиваться «человеческим лицом» ко всем, в том числе и к женщинам, утвердилось мнение совершенно противоположное. В борьбе за права репрессированных реабилитировали и женщину-игрушку, женщину-домохозяйку. И вот теперь она получила в подарок целый телеканал, который обслуживает все её потребности.

А много ли ей надо? Много ли её интересует? Красота и всё, что с ней связано (одежда, здоровье, гигиена), «отношения» и питание – вот и весь набор.

В художественном плане за «отношения» на канале «Домашний» отвечают сериалы. «Аббатство Даунтон», «Гордость и предубеждение», «Джейн Эйр», «Королёк – птичка певчая», «Поющие в терновнике» – это проверенный временем, хороший, добротный выбор, полезный как для воспитания чувств, так и для развития женского достоинства и добродетелей. Правда, нынче идут по каналу в основном российские и турецкие сериалы качеством похуже. Ну да, в конце концов, не все же женщины обладают дипломом о высшем образовании, нужно обслуживать пристрастия тех, что попроще.

Вопросам вкусной и здоровой пищи на «Домашнем» посвящены целых три программы. «Сделай мне красиво», которую ведёт Олег Ильин, «Жить вкусно» с Джейми Оливером и «Домашняя кухня», свое­образный «Смак» по-домашнему, не только наперебой советуют, что и как следует приготовить, но и сопровождают процесс готовки рассказом о маленьких кухонных хитростях. Познавательно и полезно как тем, кто каждый день идёт окольными путями к сердцу мужчины, так и любительницам испытать своё мастерство в нелёгком искусстве кулинарии.

Любить готовить, любить переживать. Если бы образ домохозяйки ограничился только этими двумя составляющими, «Домашний» можно было бы только похвалить.

Но у домохозяйки есть и тёмная сторона. Золушка оборачивается стервой. Домашнее кафе «Ромашка» превращается в клуб «Торнадо». Кухню сменяет зал судебных заседаний, а прилив чувств – советы о том, как охомутать мужика и остаться при этом «в дамках».

«Красота – это страшная сила». Особенно если она замкнулась на макияже, причёсках, наряде, мазях, кремах и тенях. В этом качестве «красота» и доминирует на «Домашнем». Тон задают две программы – «Красота без жертв» и «Присяжные красоты».

Первая из них, «Красота без жертв», содержит массу как полезных, так и совершенно ненужных сведений. Как подбирать очки и линзы, какой косметикой пользоваться, какие опасности таят в себе привычные нам предметы обихода. «Красота не должна вредить здоровью» – с этим посылом программы можно было бы согласиться, если бы, сосредоточившись на вопросах телесного здоровья, передача не наносила вред душевному.

Не знаю почему, но программы, рассказывающие о «тайнах» различных товаров и аксессуаров, независимо от содержания и телевизионной «прописки», превращаются у нас в страшилки для обывателей. Косметика вредна, контактные линзы опасны. Страшно жить на свете, граждане! И как только мы не пали жертвой производителей товаров? Впрочем, в часе страха для зрительниц есть и позитивное. Насмотревшись таких ужасов, можно потом часами обсуждать с подругой по телефону состав крема или мази, щеголяя при этом умными словечками, почерпнутыми из телевизора. «Красота без жертв» – настоящий кладезь для современных последовательниц Эллочки-людоедки, тем более что в передаче «красоту» не только разоблачают, но и демонстрируют, приобщая к таким «эталонам» стиля, как Анастасия Волочкова или Виктория Боня.

Но это так, мелочи, быт. Есть ещё «Тайная жизнь миллионеров». Там удивительного для Эллочки-людоедки намного больше: «простые истины обольщения, альковные игры, легко ли жить с мужчиной только из-за денег» и многое-многое другое. Как такое не посмотреть? Заглянуть в рублёвскую постель, обсудить салоны красоты и макияж удачливых и знаменитых – предел мечтаний.

В своё время японский писатель Кобо Абэ в романе «Чужое лицо» не мог решить вопрос о том, что же делает человека оригинальной и неповторимой личностью – лицо или душа, внутреннее или внешнее? Глупый, ему надо было посмотреть программу «Присяжные красоты» по «Домашнему». Там вопрос решается просто и однозначно: хочешь изменить себя – смени гардероб. Новая одежда – это всегда новая жизнь. Форма определяет содержание. Это раньше люди думали о том, что надо себя под Лениным чистить. Теперь надо быть достойным своего костюма, соответствовать тому имиджу, который он задаёт.

Диагностика и терапия жизненных невзгод модой – вот чем занимается в «Присяжных красоты» ведущая Эвелина Блёданс и её команда из психолога, визажиста и девяти присяжных, оценивающих в каждом выпуске очередную героиню. Есть присяжные – стало быть, программа превращается в «суд». мещанство ничто не любит так страстно, как «суд» над другими. Ничто не доставляет ему такого удовольствия, как копание в чужом грязном белье, сопряжённое с морализаторством. Но наибольшее наслаждение вызывает даже не это, а ощущение своей беспредельной власти над человеком, пришедшим в студию по бог весть какой причине – глупости, бедности или в надежде на настоящую помощь и чудо преображения путём перемены причёски и платья.

Суд строг – подсудимая должна обязательно переродиться, иначе пойдёт домой, к своему корыту, несолоно хлебавши, не в чудесном платье, а в тех «лохмотьях», в каких пришла. Создатели программы изо всех сил стараются найти одну героиню неблагополучнее другой. Одна отбивает парней у взрослой дочери, вторая после романа со стриптизёром и многочисленных судебных разбирательств катится на дно жизни, третья – 35-летняя мать пятерых детей («Кому ты нужна со своей оравой!») – мечтает встретить мужчину своей мечты. Человеческие трагедии, жизненные тупики становятся поводом для пересудов телезрителей, хамских высказываний и нелицеприятных оценок «присяжных». 50 минут откровенного добровольного унижения, беззастенчивого вмешательства в чужую жизнь и душу – пиршество мещанского духа. Этому глумлению, этому триумфу пошлости и глупости над человеческой трагедией, кажется, трудно подобрать аналог на нашем ТВ. Ни знаменитые «Окна» Нагиева, ни «Пусть говорят» Малахова, кажется, не сравнятся по жестокости с шоу для домохозяек.

Судятся на «Домашнем», однако, не только по поводу красоты. «Домашний» и здесь обставил Первый канал. Там «Давай поженимся!», а здесь – «Давай разведёмся!». Это же намного интереснее! Это же скандальнее! Есть о чём посудачить. Для тех, кого интересует детская тематика, пожалуйста, другое шоу – «По делам несовершеннолетних».

Зрительницы, настроенные узнать, существует ли жизнь после развода и как живут разведёнки, – добро пожаловать в «Клуб бывших жён».

В общем, на «Домашнем» есть на что полюбоваться нынешним Эллочкам. Фима Собак уже не бегает по морозу с французским журналом, она вещает по телевизору. Надо лишь устроиться поудобнее перед экраном и начинать впитывать всё то, без чего, заняв общественное положение домашней хозяйки, трудно ощутить себя настоящей женщиной.


Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Сергей Морозов

Морозов Сергей Борисович родился в 1976 году. В... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS