Михаил Осипович Меньшиков [сборник] / подгот. А.В.Воронцов.
– М.: Русскiй мiръ, 2018. – 800 с.: ил. – (Русскiй мiръ в лицах). – 2000 экз.
«Искусство – сила великая: может быть, это величайшая из сил в распоряжении человека. Но «не в силе Бог, а в правде». Есть нечто высшее и благородное, нежели сила, не всегда господствующее, но истинно достойное – это совесть, чувство долга.Их Кант поставил во главу угла своей философии, как точку опоры среди хаоса мысли. Для журналистики особо необходим «категорический императив» – эту мысль высказал ещё в 1892 году выдающийся, ныне полузабытый русский публицист и критик Михаил Осипович Меньшиков.
Его личность выделяется даже на ярком фоне эпохи, которую принято называть Серебряным веком. Он отличался поразительной твёрдостью и непреклонной позицией, честностью, достоинством. Это роднило его с такими выдающимися людьми того времени, как издатель А.С. Суворин, писатель, публицист и учёный В.В. Розанов, мыслитель Ю.Н. Говоруха-Отрок.
Достаточно вкратце перечислить круг вопросов, по которым высказывался Меньшиков, чтобы представить широту и смелость его взглядов. «Красивый цинизм (М. Горький)», «Красные иезуиты», «Свиньи и бесы», «Чьё государство Россия?», «Толстой и власть», «Еврей о евреях (Отто Вейнингер)», «Талант и стойкость (А.С. Суворин), «Тайны Талмуда», «Коленопреклонённая Россия», «Могильщикам России (Т.Г. Шевченко)», «Фальшь толстовщины», «Драма Белинского». Обращаясь к художественному и этическому опыту предшественников и современников, Меньшиков смотрел на жизнь и её проявления трезво и прямодушно.
В статье «Сеятели ветра» разбирается пафос поэзии Тараса Шевченко, состоящий в обличении великорусских угнетателей: «…где неволя? Где кайданы? Присоединив Малороссию, Москва не тронула ни веры, ни языка, ни законов, ни обычаев этого русского края и, может быть, единственно, чем погрешила (уже при Екатерине II), – обратила многих лично свободных крестьян в крепостное состояние. Но было ли это порабощением, специально направленным на Украину? Ничуть!» Эти рассуждения не утратили актуальности и кажутся остро современной цитатой.
Не уклонился Меньшиков и от обсуждения столь скандального дела, как процесс вокруг Бейлиса, и жёстко выразил мнение. Для него, в отличие от большинства, главное – доискаться до истины, которую должен установить справедливый суд: «Сравнить Бейлиса с кроликом на вивисекционном столе, забыв о сорока семи ранах Андрюши Ющинского, который действительно погиб как кролик в зубах собаки, – это неумно и жестоко… «Да ведь Бейлис невиновен!» – кричит г-н Шульгин. То есть вам кажется, что он невиновен. Если вы убеждены в этом, то что же вы волнуетесь? Суд оправдает невинного, вот и всё. Но как же вы решаетесь ещё до суда, до опроса свидетелей, до приговора присяжных громогласно настаивать, что подсудимый невиновен? Прилично ли это для юриста?» («Маленький Золя»).
Естественно, такая прямота не могла нравиться многим современникам, которые исповедовали либеральную веру.
Вот как саркастически отзывался Максимилиан Волошин по адресу Суворина и постоянного автора его журнала Меньшикова.
На что редактор сам – лиса
И знает тон для всякой роли…
И рёк он: «Меньшиков – краса…
Краса в нововременской школе…»
Но куда более гневной была новая власть, которая не простила Меньшикову его гражданского мужества. При первой возможности чекисты с хладнокровной жестокостью убили его в городе Валдае. В нём видели злейшего идеологического врага.
Меньшиков был человеком непреклонного мужества. Но оно потребовалось и составителю сборника писателю Андрею Воронцову, который проделал большую и ответственную работу по его подготовке к выходу в свет (он же написал содержательное предисловие). Кажется, даже во внешности Воронцова и Меньшикова есть некоторое сходство. Не меньшую смелость продемонстрировали и руководители издательства «Русскiй мiръ» – Вячеслав Волков, Александр Волобуев и Николай Гугляр.
Слаженные усилия этих людей подарили долгожданный сборник, читатель получает малодоступную информацию и может самостоятельно разобраться в хитросплетении идеологических ристалищ начала ХХ столетия. Очевидно, не все смогут разделить суть культурных и идеологических взглядов Михаила Меньшикова, но он выразил их принципиально и последовательно. А разобраться в мучительных вопросах эпохи поможет содержательный блок суждений современников и потомков мыслителя, который называется «Неудержимый инстинкт Родины».