Моё выступление на церемонии вручения премии Александра Солженицына двум выдающимся музейщикам страны – москвичке Н.И. Михайловой и петербуржцу С.М. Некрасову было сразу после показа в доме «Русское зарубежье» чудесного фильма о музее Василия Львовича Пушкина. Поэтому так и начал – вот мы побывали в гостях у Натальи Ивановны Михайловой.
Музей замечательный, создан по идее Натальи Ивановны, её концепции, на основе её знания материала Государственным музеем А.С. Пушкина во главе с Е.А. Богатырёвым. Я не раз бывал в этом доме на Старой Басманной и всегда поражался такту в подаче материала. Это вообще один из лучших мемориальных музеев, которые я видел. Не всем мемориальным музеям так везёт, бывает иногда набор мебели того времени или вообще случайных предметов. Даже в моём любимом восстановленном шахматовском доме в кабинете Блока стоит секретер из поместья Узкое, принадлежавший Трубецким, и он не вписывается в контекст маленькой блоковской усадьбы. А глаз, точность и вкус Натальи Ивановны в создании музея В.Л. Пушкина сказываются во всём.
Мы очень давно знакомы. В восьмидесятые годы прошлого века я организовывал Гоголевские чтения в Тбилиси, и туда поехала довольно интересная компания. Юрий Maнн, Игорь Золотусский, Николай Скатов и Наталья Михайлова. И мы пришли в дом Смирновой-Россет на улице Табидзе, где находился пушкинский мемориал и там в нём жил её правнук. Трёхэтажный особняк с мемориальной доской, потому что внук Смирновой-Россет был выдающимся геологом и много сделал для Грузии. Он туда перевёз обстановку дома Смирновой-Россет, её портреты, мебель, библиотеку. И надо было видеть, как Наталья Ивановна (всё же музейщики – люди особые) стала смотреть на подлинный портрет Смирновой фантастической красоты. Сразу виден был пристальный взгляд специалиста – как всё расположено. Хотя это был просто жилой дом. Потом была борьба за этот дом, очень много сделала Наталья Ивановна как представитель музейного сообщества. К кому только из президентов Грузии мы не обращались, чтобы спасти дом, чтобы не разрушили... К Пушкину относились там довольно непросто. Была даже идея перевезти все эти вещи в Москву. Не получилось. Но взгляд Натальи Ивановны Михайловой, взгляд человека, который сразу был заинтересован в спасении раритетов, не забудется, как и вся её дальнейшая деятельность.
Она просто рождена для музейного дела. А к тому же она ещё и литературно одарена очень высоко. Все её книги блестяще написаны. Они не только интересны по содержанию, но и «сделаны» прекрасно. Вообще, пушкинистика – вымирающая профессия, и таких пушкинистов, как Сергей Михайлович и Наталья Ивановна, нужно беречь, холить и лелеять, как говорится, и награждать. И то, что жюри премии Солженицына выбрало эту замечательную пару, – хорошо.
Мне очень легко, кстати, говорить о них. И Наталья Ивановна, и Сергей Михайлович были постоянными авторами журнала «Наше наследие», напечатали у нас много материалов. Андрей Трубецкой на своём портале «Музеемания» опубликовал две статьи: из журнала Сергея Михайловича об усадьбе Державина и Натальи Ивановны о Лермонтове. Их сейчас можно прочитать, потому что они не затерялись в ставшем уже библиографической редкостью нашем журнале.
Наталья Ивановна Михайлова, став идеологом, вдохновителем и создателем музея на Старой Басманной, написала очень интересную книгу в серии «Жизнь замечательных людей» о Василии Львовиче Пушкине, исчерпывающую биографию. Я выписал из неё слова, которые определяют отношение нашей героини к её герою. Вот что Батюшков писал Василию Львововичу: «Ваши сочинения принадлежат славе, и в этом никто не сомневается. Но жизнь, поверьте, и жизнь ваша, милый Василий Львович, жизнь, проведённая в стихах и праздности и путешествиях и домасидении, в мире душевном и борьбы со славянофилами, не уйдёт от потомства». Вот, вот путь, который был предсказан Батюшковым, который прошла Наталья Ивановна, создавая этот музей.
Пушкиноведение Михайловой – это, конечно, и «Онегинская энциклопедия». Это, конечно, работа об ораторском искусстве. Это масса публикаций во всех и всяческих изданиях. Нам в журнале в своё время очень понравилась, и мы очень высоко оценили её книгу о В.Л. Пушкине. 20 лет «Наше наследие» присуждало Блоковскую премию – за исследования по литературоведению, искусствознанию Наталья Ивановна была ею награждена, вручали премию в музее Василия Львовича. Был чудесный вечер, и очень приятно, что мы сумели до почтенной Солженицынской премии отметить такого отличного автора.
Я смотрю, как сейчас Наталья Ивановна активнейшим образом борется с пошлостью, с вульгарным пушкиноведением, за то, чтобы Пушкин был представлен достойно.
Посмотрите на музеи наших лауреатов. Замечательная усадьба Державина на Фонтанке и маленький московский домик на Старой Басманной. Они равновелики. Надо пользоваться малейшей возможностью, чтобы что-то спасти. И в Москве, и в Петербурге были годы и годы борьбы. Мы церковь, в которой венчался Александр Блок, восстанавливали ещё с помощью Дмитрия Сергеевича Лихачёва 45 лет назад, но восстановили. Наши лауреаты сделали очень большое дело. Они восстановили память.
Что же касается деятельности Натальи Ивановны Михайловой – это, конечно, истинное подвижничество, истинный литературный труд. И дай бог ей здоровья! После замечательной книги о Баркове, которую надо было уметь так написать, показать величину этого человека, теперь, наверное, надо книгу о Дмитриеве писать.
Я просто горжусь, что давно знаком с Натальей Ивановной Михайловой и что все так приветствуют её успешные дела и очень хороший путь в литературе, музееведении и музеестроении.
С юбилеем, дорогая Наталья Ивановна!
Владимир Енишерлов
«ЛГ» присоединяется к поздравлениям, желает давнему и любимому автору Н.И. Михайловой здоровья и бодрости духа!
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Наталья Ивановна Михайлова – главный научный сотрудник Государственного музея А.С. Пушкина, доктор филологических наук, академик РАО, заслуженный работник культуры РФ, лауреат Государственной премии РФ, лауреат премии журнала «Наше наследие» им. Александра Блока. Родилась 6 августа 1947 года в Москве. Окончила МГУ им. М.В. Ломоносова. С 1971 года работает в музее А.С. Пушкина. Кандидатскую диссертацию посвятила прозе А.С. Пушкина, докторскую – теме «А.С. Пушкин и ораторская культура его времени». В её книгах «Собранье пёстрых глав» , «Витийства грозный дар» , «Бумажный амур» , «А.С. Пушкин. Московские сюжеты» нашёл своё место дядя поэта В.Л. Пушкин. Автор более 700 статей о В.Л. Пушкине и А.С. Пушкине в научных и научно-популярных изданиях, в том числе и в «ЛГ». В.Л. Пушкину посвящены книги Н.И. Михайловой «Парнасский мой отец» , «Поэма Василия Львовича Пушкина «Опасный сосед» , «Василий Львович Пушкин» (серия «ЖЗЛ»). В «Онегинской энциклопедии» (Т. 1. – М., 1999; Т. 2. – М., 2004) была руководителем издательского проекта и автором около 100 статей.
Спасибо дяде и племяннику
Я благодарю судьбу: моя профессия пушкиниста и музейного работника подарила мне счастье общения с выдающимися деятелями науки и культуры – Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым, Сигурдом Оттовичем Шмидтом, Вадимом Эразмовичем Вацуро, Юрием Михайловичем Лотманом, Сергеем Михайловичем Бонди, Татьяной Григорьевной Цявловской, Михаилом Михайловичем Козаковым, Александром Леонидовичем Кайдановским. Не могу не вспомнить недавно ушедших из жизни замечательных книгоиздателей Людмилу Петровну Дорофееву и Андрея Витальевича Петрова.
И, конечно же, я благодарю Александра Пушкина и его замечательного дядю-поэта Василия Львовича за радость многолетнего общения с ними. Не устаю у них ещё и учиться.
С спокойной совестью быть можно одному.
Молчу по суткам и мечтаю.
Я счастья всякому желаю
А зла, Бог видит, никому.
Это Василий Львович Пушкин.
Что же касается его племянника, то разрешите очень кратко рассказать о некоторых своих пушкиноведческих находках. Если учесть, что у меня более 700 публикаций в научной и научно-популярной печати, то этих находок много и, на мой взгляд, они заслуживают заинтересованного внимания.
К примеру, знаменитая ремарка «Народ безмолвствует» в «Борисе Годунове», возможно, восходит, как я обнаружила, к Плутарху. В «Сравнительных жизнеописаниях великих людей» Брут после убийства Цезаря вышел на форум и объявил об этом народу: «Народ безмолвствовал, уважая Цезаря, но чтя Брута».
Изучение творчества А.С. Пушкина в широком контексте истории, литературы, культуры и быта его эпохи, несомненно, расширяет наши представления о многозначности пушкинских текстов, позволяет выявить понятные современникам А.С. Пушкина, но утраченные сегодня смыслы.
Недавно я давала интервью, и меня спросили: «Мистика – это главное для А.С. Пушкина в «Пиковой даме»?
«Да, – ответила я, – А.С. Пушкина интересовала мистика. Но интересовала его и тема карточной игры, которой он со страстью некогда предавался, и тема безумия. Но, как мне кажется, главный его интерес в «Пиковой даме» – это герой нового времени, герой с профилем Наполеона и душой Мефистофеля».
Когда-то я с изумлением узнала, что художник Верещагин писал своего Наполеона с лакея одной из московских гостиниц. Так что профиль Наполеона сам по себе ничего не значит. Но пушкинский герой, безвестный офицер, с поистине наполеоновской энергией идёт к достижению поставленной цели, сметая всё на своём пути. А цель его – деньги. «Деньги – вот чего алкала его душа!» Мне кажется, что «Пиковая дама» – это предостережение, предупреждение А.С. Пушкина XX и XXI векам. «Деньги – вот чего алкала его душа!» А чем это кончилось? «Германн сошёл с ума. Он сидит в Обуховской больнице в 17-м нумере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «Тройка, семёрка, туз! Тройка, семёрка, дама!..»
Наталья Михайлова
Из выступления на вручении
премии А.И. Солженицына