Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 августа 2022 г.
  4. № 31 (6845) (03.08.2022)
Искусство Культура

Откуда в Самаре испанская грусть

«Дон Кихот»: новизна восприятия

03 августа 2022
Дмитрий Петров, Ксения  Овчинникова, Максим Маренин

В отечественном балетном репертуаре давно и прочно закрепилось определение «русская Испания». Большой ряд спектаклей основан либо на иберийских сюжетах, либо на хореографической лексике Пиренейского полуострова, трансформированной в рамках народно-сценического танца. Таковы, к примеру «Лауренсия», «Пахита», «Марко Спада», «Эсмеральда». Испанский «след» есть в «Лебедином озере», «Щелкунчике» и «Раймонде». Но первое место в этом ряду неоспоримо принадлежит «Дон Кихоту».

 

Балет на своё либретто по роману Мигеля де Сервантеса Сааведра «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Мариус Петипа поставил в Большом театре в 1869 году. Это было впечатляющим четырёхактным зрелищем, включившим большое количество испанских танцев, забавных мизансцен и смен живописных декораций.

Третье действие представляло собой традиционную для балета XIX века сцену «Сна Дон Кихота», где в воображении идальго кипела его битва с силами зла, а классический танец в волшебном саду Дульцинеи возвращал в душу героя покой и гармонию. Четвёртое действие возвращало к рассказу о Китри и Базиле, которые счастливо соединялись вопреки всем препятствиям (коллизия 2-й части XIX главы романа), одновременно провожая Дон Кихота и Санчо Пансу в дальнейший путь.

Эту же структуру балета использовал в своей постановке 1900 года балетмейстер Большого театра Александр Горский. В то же время он внёс в свой спектакль существенные изменения: сократил число чудищ, добавил лесных фей. Но главное – ценитель драматического искусства Малого театра и МХТ пересмотрел пантомимные сцены и подход к самой хореографии. Подчёркивая разрушение симметрии в рисунках танца, Горский утверждал: «У меня направо танцуют одно, налево – другое, в глубине – опять третье, зрителя интересует уже целиком вся сцена». Балетмейстер вносил в спектакль достижения XX века, например элементы танца серпантин, придуманного основательницей танца модерн американкой Лои Фуллер. Придавая большое значение визуальной составляющей, заказал эскизы декораций Александру Головину и Константину Коровину.

Как бы то ни было, именно тот спектакль занял видное место в истории балетного театра, и все последующие обращения к этому названию и музыке Людвига Минкуса оказались лишь вариациями наследия Горского.

Сегодня Самарский театр оперы и балета осуществил инициативу художественного руководителя балетной труппы Юрия Бурлаки вернуть из небытия образ первоисточника в максимально возможном к нему приближении.

Бурлака собрал команду единомышленников. В постановочную группу вошли дирижёр Евгений Хохлов, ассистент балетмейстера Юлиана Малхасянц, художники-постановщики Альона Пикалова (сценография) и Татьяна Ногинова (костюмы).

Насыщенное звучание оркестра начинает спектакль увертюрой. Сцена «одета» в декорации Головина и Коровина. Мы в заброшенной и обветшалой комнате Дон Кихота (Антон Зимин) – обедневшего дворянина, живущего в своих странных мечтах. Они столь непонятны, что племянница Антонина (Ольга Марочкина) вместе с бакалавром Караско (которых давно и в помине нет во всевозможных версиях «Дон Кихота») решают скрыть шкаф с книгами, будоражащими душу рыцаря. Зря, видения всё же преследуют Дон Кихота: он видит Дульцинею (Анна Дробышева), Рыцаря серебряной луны (Алексей Турдиев), ожившего паука – всё как задумывал Горский. Тишину нарушают шумные торговки, преследующие плута Санчо Пансу (Искандар Абельгузин). Теперь он, со всей серьёзностью возведённый в рыцарское достоинство прикосновением меча к мягкому месту, станет верным оруженосцем Дон Кихота. Вслед за ними переместимся на площади Барселоны, где кипит жизнь, снуют торговцы, бегают дети, шуточно борются и флиртуют тореадоры. Сюда на живом Россинанте прибудет Дон Кихот в сопровождении Санчо Пансы на ослике. Здесь же развернутся интрижки Китри (Ксения Овчинникова), её отца трактирщика Лоренцо (Кирилл Сафронов), бедного цирюльника Базиля (Дмитрий Петров) и богатого горожанина Гамаша (Максим Маренин), к удовольствию Лоренцо нелепо сватающегося за его дочь.

Бурлака освобождает спектакль от напластований времени après Gorsky: джиги В. Соловьёва-Седого – Р. Захарова, цыганского танца В. Желобинского – К. Голейзовского. Зато возвращает редкостную (и, к слову, очень сложную) вариацию Дульцинеи, поставленную Горским на музыку Эрнеста Гиро к балету «Гретна-Грин». В сцену «Сна...» балетмейстер логично переносит композицию амуров (Амур – Полина Марушина), а в узорах танца дриад воплощает идею Горского о «разрушении симметрии». Сам Бурлака, основываясь на доступных источниках, сочиняет стилистически аутентичную хореографию утраченных сцен, превращает привычное pas de deux Китри и Базиля в развёрнутое Grand pas с участием девяти танцовщиц и «четвёрки» юношей. В том же ключе действует Юлиана Малхасянц, сочинившая удачную хореографию «Танца с шалями» и вариацию Эспады (Дмитрий Сагдеев) в сцене «Кабачок».

Постановка Бурлаки привлекла не столько хорошо знакомой фабулой, сколько новизной восприятия заезженного спектакля, фейерверками остроумных ходов и парадоксов. Балетмейстер вновь выступил деликатным соавтором-реставратором творчества предшественника и добился цели создать у современного зрителя впечатление ушедшей театральной эпохи.

Александр Максов

 дон кихот.jpg

Тэги:
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Мечта о мире строит будущее

    11.05.2025
  • «Ты не покинь меня, моя живая память»

    09.05.2025
  • «Лёгкая кавалерия» взяла Москву

    08.05.2025
  • Одна на всех. У каждого – своя

    07.05.2025
  • Дом науки и культуры, Ковчег, Театр оперы и балета

    05.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS