19–20 августа 2022 года в Казани пройдёт XV «Аксёнов-фест». Масштабный праздник, посвящённый классику, был задуман главным редактором журнала «Октябрь» Ириной Барметовой и впервые состоялся ещё при жизни писателя.
Фестиваль, приуроченный к 90-летию со дня его рождения, начнётся в Доме-музее В.П. Аксёнова встречей с директором Дома-музея Максимилиана Волошина Ириной Мирошниченко в рамках культурного моста Казань – Крым (Коктебель). Откроется выставка «Письма в Казань. Документы. Фотографии. Письма». Документы представит Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына.
В программе также акция «Напиши письмо Аксёнову», презентация фильма к 90-летию Василия Аксёнова о создании мемориальной доски; встречи с главными редакторами «ЛГ», журналов «Октябрь», «Казань», вручение премии «Звёздный билет», джазовый концерт с участием Игоря Бутмана, показ спектакля «Приключения Гены Стратофонтова», книжная выставка «Аксёнов-фест» рекомендует». Писатель и его ближний круг»; «Облискурация Аксёнова. Беседа с автором без автора» (Ирина Барметова). Фотовыставку «Василий Аксёнов. Фотографии разных лет» в Национальной библиотеке Татарстана откроют фотохудожник Фарит Губаев, редактор журнала «Октябрь» Ирина Барметова и писатель, один из авторов биографии «Аксёнов» Евгений Попов. Мы побеседовали с ним накануне фестиваля.
– В Татарстане ежегодно с 2007 года проводится «Аксёнов-фест». Как он был задуман, в чём особенность этого фестиваля и какие изменения он пережил за время своего существования?
– Боже мой, получается, что в этом году фестиваль мы будем проводить уже 15-й год? Юбилей, однако! Славно, что в первом «Аксёнов-фесте» в честь дня рождения Василия Павловича, уроженца замечательной Казани, которая является одним из главных российских городов, успел поучаствовать и сам легендарный мэтр. Задуман праздник был Ириной Барметовой, главным редактором «Октября», журнала, в котором публиковались все новые вещи Аксёнова, включая посмертный роман «Дети ленд-лиза», уже переведённый на татарский язык. Замечательный роман – виртуозная фантасмагория, своеобразный гимн ЕГО Казани. 20 августа – это теперь праздник ВСЕГО ГОРОДА, если не всей республики. Перечислить все звучные фамилии поэтов, прозаиков, художников, актёров, музыкантов, киношников, политиков, бывших за эти годы гостями «Аксёнов-феста», решительно невозможно. Обязательно кого-нибудь забудешь, и выйдет нехорошо, потому что все творческие люди ревнивы и обидчивы. В программе – спектакли, читки, мастер-классы, творческие выступления знаменитых коллег, сверстников и друзей Аксёнова, которых, увы, становится всё меньше и меньше. И, конечно же, джаз, обожаемый Аксёновым. Всё это было бы невозможным, если бы не забота о культуре двух умных и просвещённых руководителей Татарстана – Минтимера Шаймиева и Рустама Минниханова. И огромное спасибо мэру Казани Ильсуру Метшину, который, познакомившись с Аксёновым, был им совершенно очарован. Восстановлен дом, где жил мальчик Вася в то время, когда его родители «парились» по лагерям. Установлен оригинальный памятник Аксёнову в сквере его имени. Дом Аксёнова теперь одна из достопримечательностей Казани, где проводятся выставки, встречи, играет музыка, куда стремятся туристы, которых в красивом городе Казани с каждым годом становится всё больше и больше. РОДИНА ПРИЗНАЛА! Не забыть бы важное, что «Аксёнов-фест» обращён не только в прошлое, но и в будущее. Лауреатами ежегодной молодёжной премии «Звёздный билет» стали, например, широко известные ныне Денис Осокин, Гузель Яхина, Александр Снегирёв, Женя Декина и другие (простите за это «неполиткорректное» выражение) оригинальные литераторы нового поколения.
– Ушедшим писателям открывают памятники, их именами называют улицы. Какое место в Казани или, может быть, в другом российском городе вы бы назвали самым аксёновским?
– В Москве это район метро «Аэропорт», где к юбилею Аксёнова по инициативе Русского ПЕН-центра, многолетним членом которого был Василий Павлович, открылась мемориальная доска работы народного художника России, друга Аксёнова Бориса Мессерера. На доме по адресу: Красноармейская, 21, где Аксёнов прожил долгие годы и создал «со товарищи» альманах «Метрóполь», ставший причиной последнего крупного скандала канувшей коммунистической эпохи. В Казани – воспетая им центровая улица имени знаменитого Хамида Муштари, который одним из первых учёных-татар получил учёную степень в области физико-математических наук.
Аксёнов писал в эссе «Досье моей матери»: «Я родился на улице тишайшей, что Комлевой звалась в честь местного большевика, застреленного бунтующим чехословаком. Окошками наш дом смотрел в народный сад, известный в городе как Сад Ляцкой, что при желании можно связать и с ляхом.
Поляк и чех присутствовали здесь, и, стало быть, Центральная Европа каким-то образом тут прогулялась. Мы говорим «Центральная», поскольку Татарское Заволжье, господа, географически ещё Европа».
Символично, что в этом доме когда-то жила Елена Дьяконова, Гала, будущая жена Сальвадора Дали. Именно здесь теперь аксёновский культурный центр, директор которого, бывший архитектор Ирина Аксёнова, носит лишь по мистическому совпадению фамилию Василия Павловича, ибо даже родственницей его не является. Что лишний раз доказывает – все люди братья (и сёстры).
– Присутствует ли сегодня интерес к произведениям классика у студентов Литинститута и продолжаются ли традиции его прозы в творчестве молодых современных писателей?
– Без текстов Аксёнова русская литература непредставима. И это прекрасно понимают мои студенты и слушатели ВЛК, которым он интересен и важен как учитель, а не только как великолепный Мастер, уверенно работающий с сюжетом и языком... Имена называть не буду. Рано.
– Вы называете себя учеником Шукшина и Аксёнова (и всей русской литературы). Что общего в мировоззрении и стилистике этих двух писателей?
– Есть и третий писатель такого же ранга. Это Фазиль Искандер, в крещении тоже Василий. Аксёнов, Искандер и Шукшин – это три Больших Василия русской литературы второй половины ХХ века. Кумиры, а не просто «звёзды». Стилистика у них разная, а мировоззрение сходное. Для всей этой великой троицы Россия – МОЯ страна, а не ЭТА, как иногда сквозь губу отдельные интеллектуалы характеризуют нашу родину. Шукшин – просвещённый сибирский «мужик»; Аксёнов – русский «западник»; Искандер, один из самых ярких мыслителей и сочинителей страны, – внёс в русский литературный язык неповторимую «кавказскую» интонацию, чем всемерно обогатил нашу литературу. Ироническая фраза из «Козлотура» «Интересное начинание, между прочим» вошла в фольклор. Равно как и словосочетания «Затоваренная бочкотара», «Остров Крым», «Калина красная». Но вот редко кто обращает внимание на признание Аксёнова в его ультраантисоветском «Ожоге», который он начал писать ещё в самом начале 70-х: «– А я вот люблю свой флаг. Ничего не могу с собой поделать, люблю, да и всё – и трёхцветный, и андреевский, и нынешний красный».
Это вовсе не стёб, а правда. Аксёнов, Искандер и Шукшин – патриоты империи. Нравится кому или нет, но это правда. Читать их – наслаждение. Они любят нашу огромную страну со всеми её взлётами и грехопадениями. Ну а стилистически… Я не литературовед, но могу предложить литературной молодёжи парочку конкретных тем. Например, «чудики» в ранней прозе Аксёнова и Шукшина. Или шофёр Телескопов («Бочкотара») и Бронька Пупков («Миль пардон, мадам»). В своей прозе кумиры аукаются друг с другом.
– В вашей книге «Аксёнов», написанной совместно с Александром Кабаковым, есть такие ваши слова: «В России всё делается «на троих». Я был третьим в этой затее». Это – об участии в создании альманаха «Метрóполь» вместе с Василием Аксёновым и Виктором Ерофеевым. С чего всё начиналось?
– С советской власти, которая вела себя настолько глупо, что из пятёрки «комсомольских» писателей (Аксёнов, Войнович, Гладилин, А. Кузнецов, Владимов) ухитрилась сделать отъявленных диссидентов. Альманах «Метрóполь» не посягал на основы коммунистического учения, а всего лишь хотел расширить рамки современной русской, СОВЕТСКОЙ, между прочим, литературы, где тогда царили «секретари» и авторы, «проваренные в чистках, как соль», а партия и её надсмотрщики лезли во все творческие дела, как будто у них не было других действительно более важных государственных дел.
Увы, не удалось! Аксёнова выперли за границу, но не прошло и десяти лет после «Метрóполя», как та власть накрылась медным тазом. Её пример другим наука. Творчество – тонкая материя, писатели – штучный товар. С писателями нужно дружить на равных, если хочешь достичь гармонии. Писатель без государства, глядишь, проживёт, а государство без него – нет.
– Какие произведения Василия Аксёнова, на ваш взгляд, в большей степени актуальны в наше время? В чём, по вашему мнению, главная художественная ценность его книг? Что рекомендовали бы к обязательному прочтению в первую очередь?
– Произведения Аксёнова – неустаревающее предостережение, констатация наличия глупости у представителей разных слоёв нашего общества. Обязательны для чтения «Затоваренная бочкотара», «Остров Крым», «Скажи изюм». После этого можно обратиться к его ранней прозе и «американским» романам: «Кесарево свечение» и т.д. А какие у него великолепные рассказы разных лет! Начиная с «На полпути к Луне» и заканчивая великолепной книгой «Негатив положительного героя», которую, к моему изумлению, в начале 90-х мало кто заметил из «прогрессивных интеллектуалов». Мастер, мастер… Сейчас таких нет.
Беседу вела
Юлия Могулевцева