Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 августа 2022 г.
  4. № 33 (6847) (17.08.2022)
Культура

Юбилеи Андреев

Тарковскому 4 апреля исполнилось бы 90 лет, Кончаловскому 20 августа – 85!

17 августа 2022
Два Андрея: Тарковский и Кончаловский

По-разному сложились их судьбы. Творчество Андрея Арсеньевича – это всего пять снятых в СССР фильмов: «Иваново детство» (1962), «Андрей Рублёв» (1966), «Солярис» (1972), «Зеркало» (1975), «Сталкер» (1979) – и два за границей: «Ностальгия» (1983) и «Жертвоприношение» (1986). Кинорежиссёр был лауреатом нескольких наград Каннского и Венецианского кинофестивалей, приза экуменического жюри и специального Гран-при жюри. «Рублёв», «Зеркало» и «Сталкер» вошли в список 100 величайших фильмов всех времён в 2012 году. Андрей Арсеньевич умер 29 декабря 1986 года в Париже и похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

 

Андрей Сергеевич Кончаловский написал 34 сценария, снял 27 фильмов, поставил 8 театральных спектаклей, опубликовал 6 книг и более 100 публицистических статей, получил множество международных премий, наград и званий. Последние фильмы, снятые им: «Рай», «Грех», «Дорогие товарищи!», «Человек неунывающий»…

Дружба и творческое соревнование двух Андреев начались во ВГИКе, и это были непростые отношения. Их учителем был выдающийся советский режиссёр с огромным опытом работы в киноинституте Михаил Ильич Ромм, он разбирался в людях и умел разглядеть среди поступающих во ВГИК настоящие таланты. Среди его учеников: Василий Шукшин, Григорий Чухрай, Никита Михалков, Сергей Соловьёв, Александр Митта, Владимир Меньшов… и Кончаловский с Тарковским.

Они были интересны друг другу, у них были близкие взгляды на кино, они оба чувствовали, что обязательно скажут своё слово в искусстве, которому посвятили жизнь.

Вместе они написали несколько сценариев. По одному из них Тарковский снял свой дипломной фильм «Каток и скрипка», где главные роли исполнили Владимир Заманский, Игорь Фомченко и Наталья Архангельская. Потом вместе писали сценарий «Иванова детства» о трагической судьбе мальчика Ивана, потерявшего родителей и живущего одним стремлением отомстить фашистам. Как ни крути, но Андрей Кончаловский дорогой дружбы шёл увереннее, всегда был готов помочь, испытывал энтузиазм и горячее желание в работе с коллегой над фильмами, были, конечно, и споры. И ссоры.

Так, во время монтажа «Иванова детства» Кончаловскому не понравились отдельные жестокие кадры, он воспротивился. В своей книге Андрей Сергеевич вспоминал:

«– Ты ничего не понял, – сказал Тарковский. – Это как раз и нужно.

– Нет, я против, – сказал я.

– А ты тут при чём? – Андрей заиграл желваками.

– Ну как же? Всё-таки я соавтор сценария.

– В титрах тебя нет.

Я не ожидал, что разговор примет такой оборот. Я побежал вниз по лестнице. Он догнал меня.

– Не приходи больше сюда.

Он оставил те куски и оказался прав. Они были замечательные... Дружба наша продолжалась, хотя пути уже начали расходиться».

Последняя совместная работа была над сценарием фильма «Страсти по Андрею». В широкомасштабной картине изображена жизнь великого русского иконописца Андрея Рублёва.

Трудно сохранить дружбу двум людям, работающим на одном поле под названием «Искусство». Кончаловский вспоминал лето 1963 года.

«Тарковский стоял у окна, шёл дождь, он повернулся ко мне и неожиданно спросил: «Ты думаешь, что ты гений?» Я не ответил. Возникла пауза… Я смотрел на Андрея и точно знал, что он думает. Думает, что гений – он, а не я…»

«Мы начали расходиться тогда, – вспоминает Андрей Сергеевич, – когда у меня стали формироваться свои взгляды и творческие принципы, у Тарковского они уже установились». Ревность, соперничество, и каждый считал себя лучшим и первым, случались и бытовые мелочи.

Кончаловский для Тарковского достал бабочку для поездки на Венецианский кинофестиваль для получения приза, он украл её у отца, Сергея Михалкова.

Прошло два дня, и Кончаловский получает телеграмму о необходимости срочного прибытия в Венецию для получения им приза за лучший короткометражный фильм – «Мальчик и голубь», который тоже наградили в Венеции. Но Тарковский бабочку Кончаловскому не отдал, пришлось купить новую за 10 долларов.

Однако думается, что Тарковский не был в стороне от работы над первым полнометражным фильмом Кончаловского «Первый учитель», совместные поиски нашли отражение в прекрасном дебюте молодого режиссёра. Потом он снял новаторскую «Историю Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», явившую самобытный дар режиссёра и исполнительницы главной роли Ии Саввиной. Фильм положили на полку, где он пролежал больше двадцати лет. Огромный интерес вызвали экранизации классики «Дворянское гнездо» и «дядя Ваня». А большой зрительский успех (40 млн зрителей) имел «Романс о влюблённых», который вышел на экраны в 1974 году…

Грандиозная «Сибириада» получила Гран-при жюри Каннского кинофестиваля. Несколько замечательных фильмов Андрей Сергеевич снял за рубежом. «Возлюбленные Марии» с Анастасией Кински, «Поезд-беглец» с Джоном Войтом, получившим «Золотой глобус» за исполнение главной роли в этом фильме, «Гомер и Эдди», где прекрасно играли выдающиеся американские артисты Вупи Голдберг и Джеймс Белуши. А потом были «Ближний круг», «Одиссей», «Глянец» и ещё много фильмов, составивших славу российского кинематографа.

Юношеские мечты Андрея Кончаловского, думается, осуществились, а его творческое соревнование с другим Андреем завершилось победой обоих.

Вячеслав Миляев,

Пенза

 


«Литературная газета» поздравляет Андрея Сергеевича с днём рождения и желает продолжения неутомимых усилий и творческого вдохновения.

 

Тэги: Дата Тарковский Кончаловский
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Смерть после Победы

    07.05.2025
  • Дух Эльбы. Помнят ли о нём в США?

    25.04.2025
  • И море слушаю, и сушу…

    07.03.2025
  • Мысль, острый луч…

    22.12.2024
  • Девушка с веслом

    06.11.2024
  • Кипучая энергия духа

    217 голосов
  • Неотступающая Юнна

    105 голосов
  • Мифы и смыслы

    90 голосов
  • Дуэль с гадиной

    86 голосов
  • Покушение на ГОЭЛРО

    67 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS