Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 августа 2019 г.
  4. № 34 (6702) (28.08.2019)
Литература Библиосфера

Разумная душа симфонии

28 августа 2019

Павел Крусанов. Ясно­слышащий. – ИД «Флюид ФриФлай», 2019. – 224 с. – 1000 экз. (Книжная полка Вадима Левенталя).


Писатель Василий Авченко отметил, что новый роман Павла Крусанова напоминает концерт. Сочетает в себе разные партии и интонационные переливы, которые призваны показать всё богатство и многогранность жизни, взамен устойчивой тенденции к одностороннему восприятию. Критик Алексей Колобродов заявил, что Крусанов написал «акустический роман – текст, в котором время не описывается, но озвучивается».

Что тут сказать, музыкальная стихия крайне притягательна для нынешних литераторов. Это своеобразный путь исканий, чтобы оживить слово, которое обрело бы не только очертания, но и голос. Средство познания и дешифровки мира, а также человека. Достаточно вспомнить недавний «Брисбен» Евгения Водолазкина или «Аномалию Камлаева» Сергея Самсонова. Возможно, в этом есть воспоминание о прошлом, когда текст звучал. Да и истоки отечественной литературы идут из книжности, которая вышла из церковной кафедры.

«Яснослышащий», действительно, симфоничен и не монотонен, в отличие от многих современных текстов – односложных, где достаточно настроиться на определённую волну – и плыви себе по писательской воле. В этом смысле книга Крусанова некомфортна и предполагает совершенно иной стиль чтения и уровень погружения. Здесь необходимо не только вместе с автором конструировать своеобразный радиоприёмник, но и совместно проделывать длительный путь поиска звуковых волн, вслушиваться в них, пробираясь сквозь шумы и помехи. А то в складчину с героем купить «толковый синтезатор, который может генерировать любые звуки».

Герой книги – Август Сухобратов замечателен тем, что внутри его ещё в детстве было обнаружено уникальное образование – шарик или пузырь, защищённый от внешней какофонии, а значит, дающий шанс на причастие к настоящей музыке, а не к её шумовым подобиям. В романе развёртывается своеобразная музыкальная герменевтика мира, попытка преодоления хаоса и прислушивания к гармонии, обращающейся в космос, где царит «разумная душа симфонии, которая привносит согласие и мир в лютую тяжбу вздорных звуков».

Роман – медитация, попытка связать мир, который мы, как правило, воспринимаем через «нарастание шумов», а «сознание рассыпается на крупицы», утверждая «лоскутность» в качестве нормы. Эти шумы производят глухоту и делают невозможным цельное познание и видение мира. Отсюда и возникает проблема мнимостей, ложного, выдаваемого за реально существующее и ценностное. Мнимость в музыке, мнимость в жизни. «Образцы мнимой музыки» с детства формируют человека, становятся дня него своего рода родной речью. По сути, глухота или мнимые шумовые звучания создают матрицу, в которую, как в ловушку, попадают люди, либо они по своей воле туда себя загоняют. Так удобнее.

Роман – концерт, который играется в особой филармонии – медиаторе, направленном к Царствию Небесному, с её «многоголосым хором поющих ангелов». С другой стороны, повсеместная глухота, что изгнание из рая – свидетельство о невозможности приобщения к мировой гармонии и постижения неслышимой музыки сфер. Неспособности постижения всего спектра звукового диапазона, когда человек слышит лишь «отзвуки тех аккордов» и силится составить из них мелодию, оживить её. Но при этом, как правило, начинает фальшивить и погружаться в пучину этой фальши, тонуть в ней. Отсюда и трактовка истинного бытия как «неслышимого».

Герой Крусанова – ловец аккордов. В этом плане он походит на персонажа известного романа Патрика Зюскинда, только постигает и улавливает не запахи, а звуки вещей, которые есть их «внутренний огонь». Реализует дельфинью способность, «оглашая мир, воссоздавать его посредством звука». Материя покорна музыке, но в первую очередь необходимо научиться слышать, а это большой труд, привычнее западать на заранее запакованные и подготовленные мнимые звуки. Герой добывает звуковую руду, тот самый «внутренний огонь», всё для того, чтобы «воочию в чистейшем виде явилась красота. Не просто красота – абсолютная, безукоризненная, лютая непогрешимость». Август Сухобратов прислушивается к «рокоту мироздания», чтобы вывести формулу аккордов, в которой заключён ключ к гармонии. Не обходится тут и без вторжения «чертовщины», стремящейся порушить открывшийся звуковой строй и лад.

В книге – печаль о «не преодолённой человеком тугоухости, через которую не продраться вещим звукам» и в тоже время попытка стать музыкой, услышать мир, а также понять принципы человеческого общежития.

Каждый человек несёт свою музыку, через неё люди резонируют друг с другом. В ней – секрет их сочетаемости или, наоборот, отторжения. Эта музыка – весть человека миру о своём существовании, его визитка – память о первом крике новорождённого. Отсюда и главная человеческая претензия – быть услышанным в ситуации острого дефицита «внимающих ушей». Каждый поёт своё, из чего производится общий гул человеческого улья, трансформирующийся в глухоту, таящий в себе «трагедию неуслышанности», разобщённости, отчуждённости и одиночества. Понять человека – означает услышать его мелодию.

Роман многоголосый, в нём звучат, например, звуки «зачарованного пира» эпохи распада большой страны. Кстати, то время Крусанов определяет как недолгое время «весёлых и дерзких нестяжателей», оно было «погребено под обломками их страны, а потом выметено вместе с сором новой генерацией алчущих деляг». В чём-то это (в части «дерзких нестяжателей») резонирует с современным Донбассом, куда попадает крусановский герой.

Донбасские страницы – одни из самых яснозвучащих в романе. Надо отдать должное мужеству автора, давшего этой теме совершенно однозначное и понятное звучание. Кто на подобное способен в современной литературе? Разве что Захар Прилепин да Сергей Шаргунов. Так первого давно уже заклеймили писателем-боевиком. Крусанова же не клеймят, а попросту стараются не слышать. Смелость не только в передаче так называемого ватного голоса, который стараются подавить глушилками да топотом со свистом. А ведь в этом «голосе» пробиваются шукшинские интонации про «понюх табаку» как плату за предательство. Смелость в благодарности «ополченцам Донбасса – позывные Олигарх, Пепел, Шербет, Одесса, Беркут, – позволившим увидеть и почувствовать очнувшуюся Новороссию», которая прописана в финале книги. У этой благодарности-сопричастности очень важная партия в симфонии романа.

Донбасско-ополченские страницы Крусанова показали, что романно-музыкальный эксперимент автора попал в точку. И музыка там зазвучала та самая искомая, настоящая, естественная, огневая. Стремился писатель к этому или нет, но проявились отчётливые переклички с великой военной песенной традицией, с которой страна переборола самое колоссальное испытание в своей истории.

«Война – это когда порыву ветра или стае грачей, вернувшейся к своим весенним гнёздам, уделяешь больше внимания, чем раскатам дальнего боя», – в этой крусановской формуле – квинтэссенция той музыки, которая явила собой поиск и обретение гармонии, чего-то единительного, примирительного. Всего, что противостоит разладу и распаду. Война – это ведь тоже разлад, попытка нарушить человеческий и мировой лад. Переслушайте, к примеру, совершенно восхитительную и гениальную «В лесу прифронтовом»…

Эта донбасская музыка подвела черту под «антрактом истории», в котором мы все до этого пребывали, растрачивая себя и теряя себя, погружаясь в шумы. Так и сам роман о пробуждении, о человеческом освобождении из пут мнимого. Понимание того, что «впереди – бесконечная мелодия».

Тэги: Андрей Рудалв Павел Крусанов Яснослышащий
Обсудить в группе Telegram

Андрей Рудалёв

Андрей Геннадьевич Рудалёв родился в Северодвин... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • О женихах Пенелопы

    10.08.2022
  • Пламя родной Ялани

    22.06.2022
  • Эстафета второго шанса

    08.06.2022
  • Разрыв паутины

    13.04.2022
  • Хранитель отечественного света

    16.03.2022
  • Ура-человек

    41 голосов
  • Воплощённое чудо

    36 голосов
  • Хранитель отечественного света

    35 голосов
  • Обретая родство и пространство

    33 голосов
  • Волеизлучение Фёдора Абрамова

    30 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS