Перейти к содержанию
  Четверг 28 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    28 августа 2019 г.  № 34 (6702) (28.08.2019)
Литература

Оставаться собой

Стремление к «европейству» грозит потерей самобытности
28 августа 2019

Радиостанция «Эхо Москвы» вкрадчивым голосом исподволь вливает пропагандистский яд в сознание своих слушателей. Главным объектом её внимания, который радиостанция считает наиболее уязвимым и который стремится разрушить, оказываются межнациональные отношения в России. Сочувствующий голос уговаривает своих гостей-историков признать, что Украина и Белоруссия более «европейские» страны, чем «азиатская» Россия. Но я никак не могу понять, почему признание страны или человека «европейцем» представляется как отличная отметка за поведение, а вот быть объявленным «азиатом» или «азиатским» – это как бы отклонение ко второму сорту.

Однако в «азиатской» России значительно раньше, чем в «цивилизованной» загаженной и немытой Европе, люди стали жить чистоплотнее и опрятнее, что более отвечает современным представлениям о «цивилизации». Почему мелочные денежные отношения даже между родными людьми, когда дети, отобедав у родителей, платят им за съеденное, признаются этими судьями признаком высокого «европейства», а щедрость и гостеприимство являются в их глазах несомненной демонстрацией «азиатчины». Просвещение Руси осуществлялось, по их мнению, исключительно украинцами. Но при этом изымаются из обсуждения уникальные древние культурные традиции русских, проявившиеся в создании летописей в православных монастырях, широкое использование в быту у новгородцев письменного общения, создание своей оригинальной архитектуры как религиозных храмов и монастырей, так и светских «хором» и кремлей, уникальное деревянное зодчество, удивительная самобытная живопись как в иконописи, так и в быту, высокая музыкальная культура в церковной музыке и у народа.

Почему быть похожим на Европу и копировать её способ и восприятие жизни оценивается как «плюс», а создание своей уникальной и самобытной культуры как «минус»? Такие суждения с позиций превосходства демонстрируют обычно поработители и захватчики в отношении аборигенов захваченной ими страны, которая нередко отличается более высокой культурой, чем у захватчиков.

Что касается, к примеру, такого народа, как евреи, то они, как известно, являются неевропейским народом, и в основном те его представители, которые оказались в Европе или в России, опираясь на культурные традиции народов этих стран, создали культурно значимые ценности. Усреднение и некоторое, хотя и не полное абстрагирование от национального характера, отличающее европейское искусство от славянского, объясняется лишь неразрывной связью первого с охватившим Европу католичеством и его ответвлениями.

Таким образом, спор о том, чья культура выше, в итоге сводится к попытке определить, какая религия лучше и «цивилизованнее» – католичество или православие, что несколько нелепо.

На теперешнем этапе развития цивилизации, когда культурные «веяния» охватывают, как эпидемии, всю планету, а национальные культурные особенности напоминают «специи», которые для остроты добавляют во все наскучившие общепринятые «блюда», и религия перестала влиять на содержание культуры, копаться в том, какой народ цивилизованнее и древнее, интересно только «неонацистам».

В заключение хочу высказать свои впечатления от сегодняшнего искусства. Наблюдающееся движение изобразительного искусства и музыки к всё большей абстракции, лишение их творений «объёма» и «телесности», превращение их в «карикатуру» или «схему» человека и мира должно по своей логике закончиться уничтожением всякого искусства. Но человечество не желает быть уничтоженным ни путем отравления повсеместной «химией», ни ядерной войной, оно сопротивляется и борется за право жить и в дальнейшей перспективе и иметь возможность выражать свои эмоции и своё мировосприятие средствами искусства. Его протест проявляется в стремлении возвратиться снова к предметному и эмоциональному способу самовыражения, чем я объясняю теперешний интерес к барочной музыке.

Человечество ждало появления новых гениев, которые откроют пути для дальнейшего развития искусства, но неожиданно оказалось, что, собственно, двигаться далее уже некуда и искусство в конечном счёте будет сведено к «математической формуле».

Всё сказанное подтверждает и уничтожение балета как искусства и превращение его во что-то среднее между акробатикой и художественной гимнастикой. 

Эмилия Болтянская

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции

Эмилия Болтянская Неравнодушный современник
103
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

На чьей стороне правда?

24.03.2021

Новый поп Гапон?

03.03.2021

Кто пил из чистого ручья...

17.02.2021

Вкалывают роботы, а не человек

03.02.2021

Таинственная цензура,

20.01.2021

Осознанная память

65 голосов

Хотелось бы пожить при демократии

58 голосов

Справедливость грядущего

56 голосов

Смелость объективной оценки

53 голосов

Реальность или «маниловщина»?

46 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты