На что должен обратить внимание каждый родитель в первый учебный день? Возможно ли сохранить у ребёнка тягу к знаниям до окончания школы? От чего зависит развитие интеллекта? Какие знания будут востребованы в ближайшем будущем? Об этом мы беседуем с членом Союза писателей России, автором многих книг о времени и о законах управления им Евдокией Лучезарновой.
– Новый учебный год начинается с Дня знаний.
– Начало занятий для мозга – это всегда счастье. Наконец-то мозг будет работать, наконец-то он будет необходим. То есть День знаний – день начала работы мозга, мозг чувствует себя ликующим и востребованным.
– Насколько человеку важно помнить, как он первый раз пошёл в школу?
– Если есть начало, то обязательно будет продолжение как процесс и затем будет окончание. Поэтому первый день занятий – это как стартовая позиция. Если мы в школу пошли радостными, счастливыми, с бантиками, с цветами, в бабочке или в галстуке, то и школьные годы пройдут достаточно интересно, радостно. Много зависит от взаимодействия с учителем. Если учительница в первый день взяла ребёнка за руку, ему и потом будет приятно получать знания от учителей.
– Ещё в начале 90-х годов вы заговорили о необходимости отделения знания от памяти. Для чего это нужно делать и в чём различие этих двух понятий?
– Знание – это то, что мозг впитал и считает своим. Память часто выносится на наружные носители. Сейчас их всё больше. Помнить могут записная книжка, компьютер и другие гаджеты. Это всё наружная память. У человека угасает необходимость что-то вводить вовнутрь. Жаль, потому что количество знаний тоже уменьшается.
– Какие знания актуальны? Какие будут востребованы в будущем?
– Я считаю, первое, что человек должен знать, – из чего он состоит. Как поесть, помыться, привести себя в порядок, обслужить своё тело, понравиться другим людям. Знания должны быть полезными и прикладными прямо сейчас. Дальше – как грамотно общаться с людьми, которые старше тебя, с теми, которые младше, с ровесниками. Здесь уже подключается время. Ну а знание будущего, думаю, как и знание настоящего, – это, конечно, ритмология. Поскольку, если человек знает собственный ритм, знает ритм человека, находящегося рядом, и знает, как совместить эти ритмы, он всегда со всеми договорится и будет жить без конфликтов.
– Одна из ваших книг называется «Освобождение от информации». Очень неожиданно…
– Информация сейчас накрыла человечество. Мозг сам уже не пытается ничего выбрать, ему достаточно обратиться к интернету за готовыми сведениями. Вспоминается случай, когда на Байкале под девочкой затрещал лёд и она закричала: «Сейчас погуглю, что делать!» У молодёжи другое сознание и зачастую отсутствуют практические навыки выживания. Этому и надо научить сейчас.
Когда человек освобождается от информации, которая на него надвигается стеной, он начинает жить собственным мозгом. И у него появляются собственные ценности. Он уже не верит просто подряд всем источникам, всегда проверяет. Мозг работает двоично, поэтому нельзя выслушивать мнение меньше двух человек об одном и том же событии, иначе вы примете неправильное решение. Человек должен верить прежде всего в себя, в свой собственный мозг и всегда задавать вопрос: «Кому выгодна эта информация? Зачем её нам подают? Кто заказчик этой информации? Какую пользу я из неё должен извлечь?»
– В своей книге вы призываете к «Спасению интеллекта». Есть ли у вас конкретные рекомендации?
– Чтобы спасти интеллект, нужно всегда перепроверять: кто заказчик данной информации – и затем всё-таки своим мозгом заниматься, его правильно кормить. А кормить его можно только бесконфликтной информацией.
– Сейчас во многих странах знания становятся более практическими. Многие системы образования уходят от сложных теоретических знаний, мотивируя это тем, что в жизни они не пригодятся. В чём, по вашему мнению, ценность теоретических знаний? И нужно ли их сохранить в современной школе?
– Я считаю, что теоретические знания – это тренировка мозга. Сам мозг работает по принципу солитона, или, если упростить, по принципу конуса. То есть практические знания – это те, что внизу конуса, или там, где солитон цепляется за поверхность. А всё, что мы накопили, – это теоретические знания. Когда много теоретических знаний, их легко практически использовать. А если их нет, то мозг не тренирован абсолютно.
– Ваши пожелания нашим читателям и рекомендации, как идти в ногу со временем?
– Самое главное – входите в бесконфликтную информацию и получайте полезные, необходимые лично вам знания. Ну и дружите со временем. Желаю, чтобы вы были внутри времени и, если вас время куда-то несёт, всегда могли внутри него чувствовать себя уютно. И знать, что время – ваш главный друг. Тем, кто считает, что старость неминуема, хочу сказать – можно миновать ветхость и дряхлость, и тогда интеллект будет в порядке. Потеря памяти? Считаете, что она неминуема с возрастом, – это совсем не так. Если вы находитесь внутри времени, ваша память остаётся в полном порядке и расцвете. А иногда – расцветает с возрастом. Если вы во времени – вы востребованы.
Беседу вела Евгения Кайгородцева
В этом году зафиксировано рекордное количество школьников за последние 10 лет. За парты сядут более пятнадцати миллионов учеников, из них около двух миллионов – первоклассники.