Перейти к содержанию
  Четверг 21 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    26 августа 2020 г.  № 34 (6749) (26.08.2020)
Литература Библиосфера

Может быть, и не было меня

26 августа 2020

Григорий Аросев. Евгений Кремчуков. Деление на ночь // Новый мир. 2019. – № 7–8. 

 

Современная российская литература иногда похожа на машину времени, устремлённую в прошлое. В топком и вязком настоящем сложно отыскать точку опоры, а некогда светлое будущее стало тусклым и неразличимым. Прошлое выглядит более освоенным, вот писатели и обращаются к нему, чтобы изжить коллективные травмы и отыскать истоки нынешних кризисов. Направленность к делам давно минувших дней актуализирует ещё и проблему памяти.

Григорий Аросев и Евгений Кремчуков в романе «Деление на ночь» тоже решились перебрать «ломкие лепестки мумифицированного времени». Художественное осмысление памяти они упаковали в необычную жанровую форму – метафизический детектив. В центре сюжета – настоящее, хотя и неординарное расследование. Преподавателю философии Борису Белкину предлагают странную работу: подобрать пароль к ноутбуку его бывшего студента. Алексей Андреев бесследно исчез на отдыхе в Египте и уже признан мёртвым. В деликатном деле не поможет ни хакер, ни частный детектив. Исчезнувший полагал, что лучше всех его понимал бывший преподаватель. Белкину предстоит узнать об Алексее как можно больше и настолько вжиться в его образ, чтобы вспомнить пароль. Задача осложняется тем, что все, кто знал пропавшего, откровенно врут.

Завязка выдержана в детективном духе. Однако реальное расследование быстро уходит в метафизику. Белкин стремится не просто реконструировать образ мышления Алексея, а устроить нечто подобное воскрешению Лазаря в пространстве текста.

Обычно в художественной прозе память осмысляется в исторических романах или семейных хрониках, хотя именно детектив работает с ней плотнее всего. Отсутствие прямых материальных улик восполняется свидетельскими показаниями – чаще всего путаными, сбивчивыми, а иногда и заведомо ложными. Однако любой неувязки в них бывает достаточно, чтобы прояснить картину дела. Белкин работает с рассказами очевидцев не как сыщик, а как философ. Он проникает в самую суть воспоминаний. Именно «грамматика Мнемозины» сохраняет внутреннюю природу личности.

В частную память вплетаются фрагменты памяти других людей. Однако их всех – от кроманьонца до миллениала – объединяет ложь. Своеобразная теория эволюции превращает в сгусток тёмной материи не только биологический вид homo sapiens, но и каждого индивида. Как же ему, сотканному из личной и заимствованной лжи, быть мерой всех вещей, определять своим сознанием чужое бытие и не усомниться в собственном существовании?

Среди шорт-листеров «Большой книги» прошлых лет тема памяти и забвения, преломляясь через личные трагедии, возникала и у Марии Степановой в «Памяти памяти», и у Александра Гоноровского в «Собачьем лесе». Аросев и Кремчуков переводят разговор из живой, но ускользающей истории в мёртвую, зато более основательную абстракцию.

Кстати, в «Делении на ночь» дважды упоминается античный софист Протагор с его «мерой всех вещей». Если уж в книге главный герой – философ, значит, отсылки к наследию великих мыслителей неизбежны. Впрочем, роману и без переклички с ними хватает интеллектуальных пассажей.

Главный герой возлагает на себя едва ли не мессианскую миссию. Авторы же довольствуются ролью Сократа: они цепляют читателя сюжетной интригой и засыпают его вопросами о смерти, памяти, времени… У обыденного сознания заготовлены стереотипные ответы, но сократический нарратив подрывает их убедительность. Обнулившиеся истины делятся на размытую действительность, давая в результате неопределённость. Однако именно туда, в пустоту и темноту после знака «равно», где любой ответ окажется правильным, направляют читателя авторы.

Аросев и Кремчуков уже работали в соавторстве. Их предыдущая повесть «Четырнадцатый» разворачивала философские экзерсисы на фоне потрясений трёх столетий. В «Делении на ночь» мысль стала более дерзкой, вычурной и всеохватной. Один из героев рассматривает письмо как состояние, родственное умиранию и сновидению. Роман больше тяготеет к Гипносу, чем к Танатосу. Он не озарит читателя таинственным светом в конце тоннеля и не погрузит во мрак небытия, а лишь вернёт после скитаний по расплывчатым и причудливым пространствам памяти в реальность, которая наполнится новыми сомнениями и предчувствиями.

Александр Москвин

 

Григорий Аросев
129
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Лепестки шалфея

21.09.2023

«Дагестан мой былинный»

21.09.2023

Строки рождались в окопах

21.09.2023

Теневые и солнечные стороны

21.09.2023

Непоследний герой

20.09.2023

Путешествия шеститомника

1961 голосов

Голос совести

1468 голосов

Русская поэзия обязана провинции

1346 голосов

При свечах в келейном полумраке

1043 голосов

Молчанию небес наперекор

973 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты