Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Последний герой

01 января 2007

ВЕРНИСАЖ

«Другая жизнь» есть. В работах Константина Батынкова

В Московском музее современного искусства проходит одна из лучших выставок сезона – «Другая жизнь» Константина Батынкова, которая расстилается-плещется-отдыхает-бурлит на всех четырёх этажах (не считая первого, с раздевалкой) здания ММСИ в Ермолаевском переулке. И кажется, что даже четыре этажа для неё – маловато.

Считается, что Батынков – баскетболист, выпускник Института гражданской авиации – родом из митьков. То есть из хмельного братства, питерского андеграунда и московской вольницы. Одним словом – той художественной богемы, для которой слова «гусар» и «художник» выглядели почти синонимами. Батынков, конечно, гусар. В смысле лёгкости кисти и известной лихости. Но родом он всё же, скорее, из детства. Того, в котором, как он рассказывал, папа-лётчик пролетал в красном самолёте над его детским садом. Красном – потому что папа был полярным лётчиком, а полярные самолёты тогда красили в красный цвет. Оттуда, из детства, – силуэты самолётов на его картинах, и корабли с пушками, и фехтовальщики, и снеговики, и даже привидения, похожие на Карлсона, летающего в простыне.

Только не подумайте, что Батынков – детский художник. Хотя, между прочим, на выставку с детьми прийти – милое дело. Картины Батынкова – почти всегда приключение. Фигурки людей там обыкновенно маленькие. Иногда размером они похожи на птиц в небе. Или – на муравьёв на деревьях. В серии «Лес», к примеру, их сразу и не разглядишь. Чтобы разглядеть, надо подойти поближе и посмотреть повнимательнее. Но как только ты приближаешься к полотну, дистанция между картиной и зрителем сходит на нет, и р-раз – оказывается, что ты уже с головой в сюжетах, которые нарисованы. В этом смысле работы Батынкова обладают странным свойством – они втягивают в себя зрителя. Они похожи не на лабиринт, а на бескрайнее поле, бродя по которому можно обнаружить один сюжет, потом – другой, затем – третий и т.д.

Батынков объединяет детский и взрослый взгляд на мир. Причём детский взгляд никак не связан с детской темой. Напротив, одна из самых трагичных серий – именно «Дети» (2005). На самом деле внутри этой серии – ещё несколько. Просто у них тема одна – дети войны. На одних квадратах – только чёрно-белые портреты. На других, поменьше, – маленькие фигурки, сидящие, поднимающие руки вверх, словно сдающиеся на милость победителя. В ещё одной – на коричневатом фоне стремительный абрис мальчиков в мешковатых шинельках, топорщащихся гимнастёрках, кирпичиках-ушанках. Мальчики почти растворяются на темноватом фоне. Ни в их фигурках, ни в портретах, строго говоря, нет индивидуальных черт. Лица не разглядеть. Но при этом каждый портрет обладает выразительностью совершенно особой. Экспрессивность этих лиц, напряжённых, замкнутых, одиноких, возникает невесть откуда. Из контраста чёрных теней и белого листа, из крупных неуклюжих голов, из взгляда глаз-точек в овале… Строго говоря, Батынков не рисует ничего ужасного. Ни взрывов, ни виселиц, ни танков… Но от этих портретов веет ужасом войны. Имя Гойи возникает в голове, прежде чем понимаешь, откуда оно взялось. В серии «Дети» Батынков демонстрирует нездешнее мастерство. Он отказывается (почти) от цвета, от сюжета, большей частью даже от линии рисунка. Но сказать больше, чем он, об этих маленьких старичках, о страшной тяжести свалившегося на них опыта, кажется, невозможно, даже если разворачивать истории их жизни одну за другой.

Напротив, взгляд детский проявляется при взгляде на «большой» мир. Мир строек, подлодок, ледоколов и самолётов… Этот мир видится как одно большое приключение. Но иногда, как, допустим, в серии «Лес», вдруг потянет холодком недетской жути. А на полотне вроде опять ничего страшного. Какие-то стволы-кусты на первом плане. Словно ты смотришь из-за этого бурелома на то, что происходит чуть дальше. А дальше в углу – фигуры мужественных охотников, которые как-то совсем немужественно стреляют в упор в кого-то лежащего перед ними. Добивают, так сказать, дичь. Но эта трагедия – где-то там, на дальнем плане. Она выглядит обыденной и непонятной. Потому что не могут же взрослые (они же должны быть умными и справедливыми) убивать живое существо просто из прихоти.

Собственно, не один Батынков использует приёмы детского видения в своих работах. Обычно детский взгляд нужен, чтобы подчеркнуть абсурд, нелогичность взрослой жизни или, ровно наоборот, напомнить о свежести и яркости мира. Батынков не делает ни того, ни другого. Его детский взгляд напоминает, пожалуй, об ином. О героическом умении мечтать. Или ещё проще – о героическом как мечте. Если вы оглянетесь вокруг, то поймёте, что героев у нас не осталось. Почему – это другой вопрос. Дядя, который надул десятки тысяч человек и сел в тюрьму, героем не может быть по определению. Который надул сотни тысяч и не сел – тоже, потому что все знают, почему не сел. Тот, который сидит, хотя ни в чём не виноват, скорее, жертва, чем герой. Короче, проблема в том, что не только нет великих свершений, но нет даже и помысла о великом. И вот эта-то мысль о великом, о подвиге, о славе ушла в пространство детства. Туда, где она нужнее всего. Где без неё не вырасти людям. И Батынков эту мысль о героях и подвигах, сохранённую в жизни малого человека, в мире детского, и рисует. Причём не высмеивает, не хихикает понимающе: дескать, вырастете, поймёте, что всё это враки… Нет, он рисует её как мечту. Потому что другого места для неё не осталось.

Между прочим, в этих его рисунках можно найти отзвуки почти всех утопий ХХ века. И Циолковского с его мечтой о колониях в космосе, и Фёдорова, и полярников, осваивающих Северный полюс… Образ человечка, который прямо из баррикад лезет по верёвочной лестнице вверх, к облакам, может, и абсурден. Но образ нездешней «лествицы» за этим тоже просматривается. Точно так же в композициях его картин можно узнать мозаики Дейнеки и кадры чёрно-белых советских фильмов о войне… И в этом смысле он наследник утопий, который от наследства не отказывается.

Двухметровый художник, бывший баскетболист, инженер и замечательный мастер Константин Батынков, возможно, и есть последн ий хранитель героического в негероическую эпоху пошлого накопления жирка. Кто-то скажет – большой ребёнок. Кто-то – последний герой.

Жанна ВАСИЛЬЕВА

Выставка продлится до 14 июня

Обсудить в группе Telegram

Жанна Васильева

Редактор отдела «Искусство».... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS