Расул любил говорить: «Великое видится издали...» Мы убеждаемся в том, что, чем больше мы познаём его мир, его творчество, самого Поэта, тем больше погружаемся в глубины мыслей, необъятность и величавость его поэзии, в вечное и созидательное в его суждениях. И действительно: многоликий, оригинальный, присущий только ему творческий путь Расула Гамзатова составляет великолепную культурную эпоху современности. Мощная творческая энергия поэта, заложенная в его стихах, светлая лиричность и глубокая мудрость его поэзии и сегодня пленяют и заставляют ещё и ещё раз оглянуться на пройденное, с надеждой вглядываться в будущее каждого, кто к ней прикасается.
Через Гамзатова смотрели на Дагестан, по Расулу судили о дагестанцах, о кавказцах вообще, от него в мире узнавали о нас в далёких окраинах мира и наиболее объективно судили обо всём нашем – нравах, культуре, горской нравственности, патриотизме, мужестве. Благодаря его творчеству, мудрому его слову некоторые «патриоты» вынуждены были порой другими глазами смотреть на нас, полюбить Кавказ и кавказцев.
Мы этим гордились и будем гордиться ещё долго.
Но даже мы – поколение людей, не понаслышке знавших Гамзатова, – убежда
лись и сейчас убеждаемся в том, что очень многого о нём не знали, не замечали, тем более – многого для него не сделали и не сумели воздать ему должное при жизни.
Но у нас, к счастью, никто не отбирал право сделать это сегодня, завтра и пока мы помним его.
Ибо в Гамзатове для нас, тем более для подрастающих поколений, кроется уникальный кладезь человеческого таланта, культуры мышления, норм поведения горца, отношения к матери, женщине, оригинального мышления и владения словом.
Творчество Расула Гамзатова колоритно украсило мужественный и патриотичный образ Дагестана ореолом высокой духовности и культурной самобытности. Вместе с тем оно значительно расширило жанровую палитру многоязычной дагестанской национальной литературы.
Как великолепный Мастер художественного слова, он не ограничивается вынесением на суд читателя своих творений. В предисловиях к своим сборникам, в литературно-критических статьях, публицистических выступлениях, высказываниях, заметках поэт стремится раскрыть суть литературного творчества, показать чудо рождения поэтического слова, обосновать высокое назначение и призвание художественного слова. Свежесть восприятия жизни, умение сердечно и выразительно рисовать людей и природу родного края отличают поэзию Расула. «Поэзия без родной земли, без родной почвы – это птица без гнезда», – говорил истинный патриот своего края Гамзатов.
Магомедрасул МАГОМЕДРАСУЛОВ, заместитель министра культуры Республики Дагестан
В облаках с тобой летать,
Птица райская. любимая,
Хватит сердце надрывать.
Не летать с тобою соколом,
В небе звездном и дневном,
Не гореть искрою звездною,
Над родимой стороной.
По лугам с росою раннею
Пробегусь, как ветерок,
И щекой от зорь румяною.,
Ощущаю жизни ток.
Здесь дыша земною радостью,
О земном, пока пою,
Наполняясь тихой благостью,
О любви к тебе твержу.........
-------------------------------------
Суров, но праведен, и честен.
Хоть знал другой полет стрелы,
И торг с судьбой был не уместен,
Он был глашатаем страны.........
Снова рана давнишняя, не заживая,
Раздирает мне сердце и жалит огнем.
…Был он дедовской сказкой. Я сызмальства знаю
Все, что сложено в наших аулах о нем.
Был он сказкой, что тесно сплетается с былью.
В детстве жадно внимал я преданьям живым,
А над саклями тучи закатные плыли,
Словно храброе войско, ведомое им.
Был он песнею гор. Эту песню, бывало,
Пела мать. Я доселе забыть не могу,
Как слеза, что в глазах ее чистых блистала,
Становилась росой на вечернем лугу.
Старый воин в черкеске оглядывал саклю,
Стоя в раме настенной. Левшою он был,
Левой сильной рукой он придерживал саблю
И оружие с правого боку носил.
Помню, седобородый, взирая с портрета,
Братьев двух моих старших он в бой проводил.
А сестра свои бусы сняла и браслеты,
Чтобы танк его имени выстроен был.
И отец мой до смерти своей незадолго
О герое поэму сложил…
Но, увы,
Был в ту пору Шамиль недостойно оболган,
Стал безвинною жертвою темной молвы.
Может, если б не это внезапное горе,
Жил бы дольше отец…
Провинился и я:
Я поверил всему, и в порочащем хоре
Прозвучала поспешная песня моя.
Саблю предка, что четверть столетья в сраженьях
Неустанно разила врагов наповал,
Сбитый с толку, в мальчишеском стихотворенье
Я оружьем изменника грубо назвал.
…Ночью шаг его тяжкий разносится гулко.
Только свет погашу — он маячит в окне.
То суровый защитник аула Ахулго,
То старик из Гуниба, — он входит ко мне.
Говорит он: «В боях, на пожарищах дымных
Много крови я пролил и мук перенес.
Девятнадцать пылающих ран нанесли мне.
Ты нанес мне двадцатую, молокосос.
Были раны кинжальные и пулевые,
Но тобой причиненная — трижды больней,
Ибо рану от горца я принял впервые.
Нет обиды, что силой сравнилась бы с ней.
Газават мой, быть может, сегодня не нужен,
Но когда-то он горы твои защищал.
Видно, ныне мое устарело оружье,
Но свободе служил этот острый кинжал.
Я сражался без устали, с горским упорством,
Не до песен мне было и не до пиров.
Я, случалось, плетьми избивал стихотворцев,
Я бывал со сказителями суров.
Может, их притесняя, ошибся тогда я,
Может, зря не взнуздал я свой вспыльчивый нрав,
Но, подобных тебе пустозвонов встречая,
Вижу, был я в крутой нетерпимости прав».
До утра он с укором стоит надо мною.
Различаю, хоть в доме полночная тьма,
Борода его пышная крашена хною,
На папахе тугая белеет чалма.
Что сказать мне в ответ? Перед ним, пред тобою
Мой народ, непростительно я виноват.
…Был наиб у имама —испытанный воин,
Но покинул правителя Хаджи-Мурат.
Он вернуться решил,о свершенном жалея,
Но, в болото попав, был наказан сполна.
…Мне вернуться к имаму? Смешная затея.
Путь не тот у меня, и не те времена.
За свое опрометчивое творенье
Я стыдом и бессонницей трудной плачу.
Я хочу попросить у имама прощенья,
Но в болото при этом попасть не хочу.
Да и он извинений не примет, пожалуй,
Мной обманутый, он никогда не простит
Клевету, что в незрелых стихах прозвучала.
Саблей пишущий не забывает обид.
Пусть… Но ты, мой народ, прегрешение это
Мне прости. Ты без памяти мною любим.
Ты, родная земля,не гляди на поэта,
Словно мать,огорченная сыном своим.
А обида с годами бесследно проходит,
После засухи вновь зеленеют поля.
Я люблю твою гордость и тягу к свободе,
Мой народ, что когда-то родил Шамиля.
In a limpid
perception the
first intuition
appears like
a white shade
near an intense
idea.
Francesco Sinibaldi
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться