Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 10 сентября 2014 г.
  4. № 35 (6477) (10.09.2014)
Искусство

Портрет необозначенного

10 сентября 2014

Рауль Скрылёв. Мастерская русского изобразительного искусства, конец ХХ – начало ХХI века. – М.: ООО АКЦ «Страдиз», ООО «Минувшее», 2014. – 144 с.: ил. – Тираж не указан.

Попасть в мастерскую художника – в сокровенное место, где творится искусство, – хотелось бы многим, но допуск туда весьма ограничен. Этот фотоальбом даёт редкую возможность заглянуть в гости сразу к одиннадцати творцам! Нет, их не нужно сравнивать между собой, как не нуждаются в сравнении и те миры, что художники транслируют в нашу реальность, преломляя свой собственный, только ими видимый…

Автора книги, инициатора её создания фотохудожника Рауля Скрылёва пустили в свой мир Евгений Вахтангов (не путать с основателем знаменитого театра – это его внук!), Андрей Волков, Клара Голицына, Андрей Гросицкий, Андрей Диллендорф, Николай Касаткин, Натта Конышева, Борис Кочейшвили, Александр Токарев, Геннадий Трошков, Игорь Шелковский. Это поколение художников, которые сформировались в конце 1960-х – начале 1980-х. Время неоднородное – с утихающей «оттепелью» и растекающимся «застоем». И те работы, которые случайно или намеренно попали в кадр и вошли в книгу, дают, как ни странно, ощущение той самой неоднородности. Нет, не потому, что все художники разные – это самой собой разумеется! Но очевидно, что время, как ни старайся его не замечать, уходя с головой в творчество, само замечает нас. Оно пишет нашими глазами, лепит нашими руками свою летопись – вот таким его должны запечатлеть сейчас и увидеть в будущем…

Примечательно, что какой бы то ни было социальной составляющей мы здесь не найдём: ни в книге, ни в тех работах, что промелькнули перед взглядом сначала художника, а потом фотографа. Но ведь именно она была и всегда будет визуальным, предметным определителем того или иного исторического времени. Проявления отрезка времени никак не привязаны к нему, оторваны и свободны. Таким отношением данное поколение художников искало возможность быть в профессии и быть интересными – не обозначать своё время. При этом говорить о «чистом искусстве» тоже не приходится. Вот и возникает вдруг парадоксальный феномен: не обозначая конкретных деталей, стать признаком конкретной эпохи…

Альбом основан на стыке разных видов изобразительного искусства – живописи, скульптуры и фотографии. Притом всё это заключено в оболочку архитектурных форм – квартир или художественных мастерских, когда в окна то тут, то там вдруг заглядывает некий любопытный пейзаж со своим отдельным лицом и неутихающей жизнью. И портрет героя на этом смешанном фоне оттеняется звучанием и «бытовой», и «внешней» реальностей, которые упрямо друг с другом спорят за него: этот человек моего мироздания… И уже непонятно, что первично в этой картине, что откуда выросло, кто кого создаёт…

«Фотокамера Рауля Скрылёва внимательно всматривается в близлежащие измерения, в их «рельефы» и «ниши», обнаруживая смысл в органических связях между человеком и миром вещей», – пишет в предисловии к книге искусствовед Виталий Пацюков, который также подготовил вводные статьи для каждой главы, знакомящие читателя книги с представленными на её страницах художниками. Также в коротких высказываниях некоторых мастеров даются «автопортреты» их внутреннего состояния: у кого – лиричного, у кого – темпераментного.

И многослойность ничуть не утомительна – просто и как будто само собой возникает чувство пространственного расширения, которое с переворачиваемыми страницами уходит-растекается и вширь, и вдаль, и вглубь… А с высоты птичьего полёта всё, конечно же, выглядит совсем иначе, но знают об этом только птицы…


Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Арина Абросимова

Журналист, искусствовед, сценарист, редакт... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS