Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 августа 2018 г.
  4. № 35 (6656) (29.08.2018)
Телеведение

Невозможное возможно

29 августа 2018
Александр Мохов и Полина Сыркина в сериале «Любовь по приказу»

В канун годовщины «путча ГКЧП» Первый канал «порадовал» зрителей новым антисоветским продуктом

Правда, «Любовь по приказу» режиссёра Николая Борца, продюсера Ольги Манеевой, сценаристов Игоря Агеева и Антона Зинченко не совсем свежий продукт, сериал сделан два года назад и теперь дозрел до показа. Вероятно, пора уже проводить конкурс: какой из множества фильмов, показывающих «отвратительное мурло» недавнего советского прошлого, самый «лучший».

Между прочим, того самого прошлого, за счёт достижений которого демократическая Россия худо-бедно держится на плаву более 25 лет. Хотя бы малая толика благодарности в адрес советской империи и того времени, когда нынешние хозяева жизни получали образование и становились на ноги, прозвучала в подобных фильмах? Нет! Отрицание огромного периода истории нашей страны должно быть полным и безоговорочным. Никакой жалости к героическим предкам (родителям в том числе создателей сериала), никакого снисхождения.

Идёт 1988-й год, главный герой сериала – секретарь Ленинградского обкома КПСС по культуре (Александр Мохов) – сластолюбивый интриган, карьерист, пьяница и развратник. У него десятки любовниц, которых он меняет как перчатки. Его жена (Евгения Дмитриева) – циничная приспособленка, знает о них, но молчит, боясь поменять светлую жизнь с чёрной икрой на чёрную безнадёгу рядовой служащей. Создатели сериала пускаются во все тяжкие: они дают вымышленному герою фамилию Зайков. Фамилию реально жившего и работавшего с довоенных лет в Ленинграде заслуженного человека, выдвинувшегося из рабочих в директора завода, а затем в первые секретари Ленинградского обкома, ставшего при Горбачёве секретарём ЦК КПСС и членом Политбюро, Героя Социалистического Труда, лауреата Госпремии. Что это: незнание истории, пофигизм или специальный навет? Законы жанра вообще-то требуют типизации зла, вот и наградили бы героя фамилией Сидоров или Зайцев. Нет, именно Зайков, хотя и с другим именем и отчеством.

И вот киношному Зайкову захотелось молодой и свежей клубнички с артистической грядки. Так сказать, по профилю, он же ведает культурой. Чтобы замаскировать свою похоть и не навредить карьере (друг со Старой площади тащит его в ЦК партии), Зайков приказывает шофёру Михаилу (Артём Быстров) – на водителя у него крючок, секретное досье – оформить фиктивный брак с будущей своей наложницей, артисткой оперетты Варварой Утешевой (и тут непонятно зачем говорящая фамилия). Кого утешать должна эта певица оперетты (Полина Сыркина)? Ах, да, партийных бонз.

У неё невыносимо тяжёлая жизнь, обусловленная кошмарными советскими реалиями. Муж – прогрессивный учёный – становится шпионом и продаёт военно-промышленные секреты, получая за это пачку долларов, но погибает под колёсами автомашины. И, разумеется, на Варвару обрушиваются неприятности: агенты КГБ (они, конечно, не люди, а звери) глядят на неё по-волчьи, обвиняют в неблагодарности к советской власти, звонят в театр, руководство которого увольняет приму Утешеву. И сына её выгоняют из детсада. А тут ещё похотливый секретарь по культуре. Один путь – в петлю… Это, надо думать, типичная ситуация для того времени. Вот она «добрая» советская власть, вот оно «счастливое» детство, о котором издевательски звучат песни по радио.

На распутника Зайкова есть только одна управа – донос. И его пишет мстительная жена главного гэбиста Ленинграда, ранее отвергнутая любовница Зайкова. Всюду – шантаж, анонимки, всюду – предательство, грязь, и всё из грязи вырастает. Пересказывать все ужасы советского быта не имеет смысла, достаточно привести сакраментальную фразу, звучащую в фильме: «Жить (болеть) в этой стране нельзя!»

Уроки подлости старших товарищей по фильму не проходят для молодых без следа (вот одна из сериальных моралей): Варвара Утешева, потерявшая настоящую любовь (шофёра Михаила сажают в тюрьму по навету Зайкова), сама пускается на подлог, уговаривая знакомых гэбистов сляпать компромат на секретаря по культуре. Она соблазняет Зайкова, и тот в порыве страсти наговаривает на высшее руководство партии. Но тут в действие вступает другое историческое лицо – всесильный руководитель КГБ СССР Владимир Александрович Крючков, покрывающий Зайкова. Finita la commedia.

Далее титры от авторов этой стряпни. Крючков, как участник ГКЧП осуждён, Зайков выбрасывается из окна в 1994 (?) году, Утешева руководит детским музыкальным коллективом в ДК, шофёр сидит в тюрьме. Судьбы всех героев фильма изломаны окончательно и бесповоротно.

Видимо, только наша постсоветская действительность светла, чиста, беспорочна и наделяет людей безграничным счастьем с малых лет.        

Михаил Чижов

Тэги: Сериал Михаил Чижов
Обсудить в группе Telegram

Михаил Чижов

Михаил Павлович Чижов — член союза писат... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Союз без любви

    16.04.2025
  • Чисто английское убийство?

    09.04.2025
  • Ядерный срыв

    26.03.2025
  • Страна Zero

    12.03.2025
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • По законам гибридного времени

    127 голосов
  • Советское несчастье

    93 голосов
  • Радиоактивная ложь

    88 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS