Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 сентября 2020 г.
  4. № 35 (6750) (02.09.2020)
Литература Колумнисты Мнение

Планета Гриневия

02 сентября 2020

Александр Степанович Гриневский. Он мог стать кем угодно. Ремесленником, переплётчиком книг, охотником, матросом, солдатом, банщиком, грузчиком... Всё это, как и многое другое, он перепробовал. Жизнь его была такая безрадостная, беспросветная и такая бессказочная, что в принципе он мог стать и преступником. Или обывателем. Во всяком случае озлобленным циником. Но он стал Александром Грином. Мечтателем и романтиком. Философом и психологом. Прозаиком и поэтом. А ещё человеком, который думал, что мир не может быть злым.

В детстве его спасали мечты о море. Которое он никогда не видел. Но знал, что оно есть. И оно не просто бесконечно, как мечта. Оно так же реально, как мечта... Он сочинил свою страну – «Гринландию». И своё море. Ведь первое слово, которое маленький Саша сложил из букв, было «мо-ре»...

Однажды Грин в витрине магазина увидел игрушку – это была лодка с белым шёлковым парусом. Он зачарованно смотрел на неё. И он, этот нетерпеливый человек, решил тут же написать повесть... Шла Гражданская война. Он служил в рядах Красной армии. И не переставал думать о повести. Которую уже назвал «Красные паруса». Он не переставал сочинять, даже когда заболел тифом. Даже когда голодным скитался по улицам Петрограда. И даже когда думал покончить с собой...

«Алые паруса» – это не просто одно из лучших произведений Грина. Это – сам Грин. Который со свойственной ему категоричностью проводит чёткие границы добра и зла. Поэтому там много веры. Почти религиозной веры. И библейских мотивов... Да, последние будут первыми. Да, бедные станут богатыми и поделятся с бедными. Да, оклевётанные найдут правду и помогут другим оклевётанным... Повесть «Алые паруса» легко переложить на музыку. Настолько она музыкальна. Легко переписать стихами. Настолько она поэтична. Легко изобразить на холсте. Настолько она живописна. Легко экранизировать. Настолько она кинематографична... Фантазия Грина легка. В отличие от жизни Грина... Поэтому он выбрал фантазию. И только она стала для него реальной жизнью...

Грин всегда куда-то бежал. Одесса, Баку, Севастополь, Феодосия, Старый Крым... Наверно, потому что верил, что счастье там, где его нет. Что идеальный мир там, где его нет. Но он бежал не от себя. Потому что идеальный мир всегда был с ним, в его неугомонной фантазии. Но не вокруг.

Вокруг он его так и не нашёл. Наверное, потому, что его просто не существует. Или потому, чтобы дать возможность искать его нам. Даже если мы тоже его не отыщем. Мы не имеем права терять веру в мечту. Иначе так и останемся людьми без веры. Просто жалкими обывателями. Неспособными подарить детство детям. Или хотя бы маленький кораблик с алыми парусами из игрушечного магазина...

Это произведение для всех времён и всех народов. Возможно, оно – для Вселенной. Недаром планета Гриневия уже существует. В наше время, циничное и прагматичное, эта планета нужна как никогда. И, возможно, в первую очередь «Алые паруса» – для юношей, которые хотят стать мужчинами. Ведь чтобы стать мужчиной, не обязательно покупать две тысячи метров шёлка алого цвета. И не обязательно иметь свой белыйкорабль. Просто нужно быть способным на поступок. Обязательно благородный... На такой поступок был способен Александр Грин... И во всей Вселенной вновь звонит колокол...





Тэги: Биография Елена Сазанович Александр Грин
Обсудить в группе Telegram

Елена Сазанович

Писатель, драматург, сценарист, член Союза писа... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Цвет и тени Беллы Ахмадулиной

    12.07.2023
  • Реальность и будущее

    12.02.2022
  • Прощай, Америка!

    14.09.2021
  • Биографическую картину про Мэрилин Монро с Аной де Армас сдвинули на 2022 год

    29.07.2021
  • Самый потерянный

    27.07.2021
  • Дом-музей Н.С. Лескова на родине писателя

    1277 голосов
  • Убить Гиппократа

    256 голосов
  • Великий магнат

    236 голосов
  • Пролетая над пропастью во ржи

    187 голосов
  • Прощай, Америка!

    184 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS