Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 сентября 2020 г.
  4. № 35 (6750) (02.09.2020)
Литература Библиосфера Рецензия

Срочные телеграммы Андрея Дементьева

02 сентября 2020

Эта книга стихотворений Андрея Дементьева задумывалась автором при жизни. Как никто другой чувствующий ритм времени, его дыхание, его насущные проблемы и поставленные жизнью вопросы, поэт продумывал структуру и стилистику книги так, чтобы она звучала современно, дерзко, отчасти даже и публицистично, не теряя при этом особой дементьевской лиричности, человеческой мудрости, милосердия и сострадания. С горечью констатирует поэт стремительно произошедшие перемены, скорость этих перемен, всё меньше оставляющих в человеке человечности, неспешной созерцательности, душевной гармонии: «Как изменилось время! Теперь все хотят, чтобы жизнь была быстрой и порывистой, как спринтерский бросок, без сентиментальных остановок на сердечные излияния или подробные откровенности. Потому что надо многое успеть, а времени порой в обрез. Литература тоже испытывает на себе влияние этих скоростей… Словно и она должна перейти на поэтические эсэмэски». И если Цветаева когда-то считала свои стихи «письмом к человеку», то сегодня часто даже объём письма становится неподъёмным для многих, кого отучили думать современное «тестовое» образование по западному «комиксному» образцу и массовое искусство, нацеленное на тупое и ржачное развлечение, на потребление этого искусства в нагрузку к американскому попкорну.

Нет, конечно, Андрей Дементьев не пишет «поэтические эсэмэски» вместо традиционного «письма к человеку», но, складывая книгу (вместе с её составителем Анной Пугач-Дементьевой) из стихотворений, в которых «поэтический замысел умещается в несколько коротких строк», он, пожалуй, предлагает читателю «срочные поэтические телеграммы». А срочные телеграммы, как, увы, все мы знаем, чаще всего звучат тревожным колоколом, сообщая о событиях не самых радостных, хотя случаются в них и добрые вести.

Интересна мемуарная предыстория, рассказанная вдовой поэта Анной Пугач-Дементьевой: «Рукопись этой книги, скреплённую проволочной спиралью, как блокнот, я нашла на подоконнике в кабинете мужа. Название было крупно выведено на титульном листе – «Мы – скаковые лошади азарта»! Стихи, написанные в молодости, неожиданно стали ёмкой характеристикой всей жизни поэта. Азарт во всём: в любви, радости, неприятии, дружбе». И ещё одно существенное примечание близкого человека: «Сейчас, когда поставлена жизненная и поэтическая точка, как в переводной картинке проявилась вся биография поэта, связанная с судьбой страны, почти весь XX и два десятилетия XXI века стали его напряжённым поэтическим нервом: «Людские горести со мною, и боль Страны всегда со мной…» Вот почему эпиграфом к книге поэта могли бы стать его собственные строки:


Я хочу вести с потомком диалог,

Чтобы он моё услышал сердце

Между строк.


Поэтому легко понять читательскую взаимность, десятилетиями длящуюся любовь к поэту Андрею Дементьеву, доказавшему своим творчеством, что:


Претенциозность мне всегда

Была чужда.

Душа к высокой простоте стремится.

Где Слово, как открытая звезда,

Вдруг осветит нежданную страницу.


Иногда обвиняемый в излишней риторичности и даже дидактичности, Дементьев, однако, даже там, где можно говорить «языком плаката», находит в своих миниатюрах достаточно сложные образные решения:


Я по глазам богатых узнаю:

Как будто бы смотрю

В промёрзшие озёра…

А если вдруг замечу полынью,

То знаю – и она замёрзнет скоро.


В своих миниатюрах-телеграммах поэт афористичен, его тревожные послания к человеку запоминаются:


Этот яростный мир красота не спасёт,

Потому что её могут просто купить.


Лирика Дементьева бывает пронзительной в своей чистоте и простоте, за которыми открываются далеко не простые смыслы:


Вторые сутки хлещет дождь.

И птиц как будто ветром вымело.

А ты по-прежнему поёшь.

Не знаю, как тебя по имени.

Тебя не видно – так ты мал.

Лишь ветка тихо встрепенётся.

И почему в такую хмарь

Тебе так весело поётся…


Не дожив до своего 90-летия меньше месяца, Андрей Дементьев до последних дней оставался молодым, на равных, с пушкинской лицейской открытостью общаясь с самыми разными поколениями, он имел право сказать в одном из лучших своих стихотворений:


Не важно, кто старше из нас,

Кто – моложе.

Важней, что мы сверстники

Трудных времён.

И позже История всё подытожит…

Россия слагалась из наших имён.


Презентация новой книги А. Дементьева 3 сентября на ММКЯ — Большая сцена 5 в 17.45 с участием А. ПугачДементьевой, П. Глобы и Н. Сафронова.

Тэги: Книжный ряд Геннадий Красников Андрей Дементьев
Обсудить в группе Telegram

Геннадий Красников

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • Калейдоскоп жанров

    14.02.2025
  • На дальней станции сойду…

    29.08.2024
  • Возвращённая земля

    28.06.2024
  • Семнадцать градусов дождя

    26.04.2024
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Итальянское соло для русских судеб

    117 голосов
  • Неотступающая Юнна

    105 голосов
  • Полёт над границами века

    88 голосов
  • Самый объёмный за всю историю

    81 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS