Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 31 августа 2022 г.
  4. № 35 (6849) (31.08.2022)
Литература Библиосфера

Отыгрывая неизбежное

31 августа 2022


Василий Зубакин. В тени трона. – М.: Время, 2022. – 320 с.


Серьёзен никто не был, и, в сущности, цари были серьёзнее всех, так как даже Павел, при его способностях, ещё «трудился» и был рыцарь. И, как это нередко случается, – «жертвою пал невинный».

 

Василий Розанов. Апокалипсис нашего времени

 

В последнее время целый ряд текстов выходил под грифом «неисторический роман». Откуда пошла тенденция? Видимо, от Водолазкина, давшего «Лавру» такой же подзаголовок. После него в «АСТ» появилась целая серия под названием «Неисторический роман»: «Репетиции» Вл. Шарова и «Филэллин» Л. Юзефовича – оттуда. А в 2022-м в издательстве «Время» вышла книга Василия Зубакина «В тени трона» с тем же подзаголовком.

В каком-то смысле роман действительно не похож на классический исторический роман. Скорее, это дотошная, выверенная пересборка истории. Попытка переиграть роковое, распутать гордиевы узлы. История несправедлива: зачастую оберегает подлецов и перемалывает праведников. А если попробовать её подправить – так сказать, восстановить справедливость?

Композиция романа Зубакина зеркальна: параллели между двумя известными морганатическими парами подмечены автором удивительно точно. Разница в оптике. В реальности одно из двух зеркал оказывается кривым, а второе разбивается вдребезги. В романе же писатель первое зеркало драпирует, а второе бережно собирает из осколков.

Первая пара – будущий британский король Эдуард VIII и его супруга Уоллис Симпсон. Вторая пара – брат Николая II Михаил Александрович и Наталья Сергеевна Вульферт.

Реальная судьба Михаила Александровича предельно трагична – и одновременно таинственна, дискуссионна. Он то ли отрёкся от престола, то ли нет. То ли стал последним русским императором, то ли нет. Не до конца известны и обстоятельства его гибели. Уверенно можно говорить об одном: именно с этого убийства началось уничтожение членов царской фамилии. А Эдуард VIII (он же Дэвид) после отречения от престола вместе с супругой встретится с Гитлером и станет даже его сторонником. Но судьба будет к нему благосклонной – он проживёт долгую и, по-видимому, счастливую жизнь.

1.Николай и Михаил.jpg

Роман «В тени трона» Василия Зубакина разделён на две части: до-исторически точную и авантюрно-приключенческую. В первой части предстаёт рыцарь без страха и упрёка.

У писателя нет иллюзий по поводу Николая II, он скептически относится к нему как стратегу; императрица же Александра Фёдоровна «в опасном упоении рулила гигантской империей, чутко прислушиваясь к советам Распутина». Но кто, кроме них, мог спасти страну? Революционных агитаторов писатель прямо называет зловредными бесами и бесятами, сторонников Временного правительства – либеральными бесхребетными болтунами.

Выходит, виноваты все – и никто.

С этой точки зрения фигура Михаила Александровича действительно смотрится привлекательно. Человек чести, аристократ, военный, патриот. И при этом личность, чуждая сословным предрассудкам: чего стоят, к примеру, его подлинно демократичные рассуждения о русском крестьянстве…

Но главная тема романа – любовь. По сути, женитьба на Наталье Сергеевне даёт ход целой череде злоключений, выпавших на долю великого князя. Он, впрочем, переносит их почти по-самурайски. Их пара выписана автором замечательно: образ страстной, увлекающейся Натальи Сергеевны дополняет и оттеняет несколько бесплотную фигуру «положительно-прекрасного» Михаила Александровича.

Вторая часть романа посвящена «антисмертной» судьбе чудесно спасшегося героя. Перед нами то авантюрный роман с элементами шпионского триллера, то будто бы что-то мистическое: Константинополь, Марсель... Отказ от собственного имени – почти как в легендах о старце Фёдоре Кузьмиче... Встреча с собственным искривлённым отражением... Дэвид выстрелит в привидевшегося ему оборотня голубого цвета, но ему невдомёк, что оборотнем голубых кровей в каком-то смысле уже стал он сам.

Зубакин сознательно избегает стилизаторских излишеств, особенно языковых, зато точно передаёт атмосферу эпохи, буквально несколькими штрихами – через детали убранства, элементы церемониала и пр.

Автор даёт герою избежать смерти, но финал книги кричит: изменить судьбу нельзя. Эффект бабочки, увы, способен лишь отсрочить неизбежное. Но урок в том, что мы должны быть мужественными, дабы смело встретить роковую неизбежность. Снова и снова как в первый раз – и не отводить взгляд.

Как известно, тени – даже от трона – исчезают в полдень. А дальше всех нас ждёт свой путь на закат.

11.Русский чай.jpg

 

Тэги: Иван Родионов
Обсудить в группе Telegram

Иван Родионов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Особая для наших душ минута...»

    11.05.2025
  • Звучит над озером романс

    11.05.2025
  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS