Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 31 августа 2022 г.
  4. № 35 (6849) (31.08.2022)
Искусство Общество Интервью

Вечный час ученичества

«Планетарное» время подростков

31 августа 2022

С 1 сентября школьников ждёт немало нововведений: церемония поднятия флага, исполнение государственного гимна и новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Например, у пятиклассников изучение второго иностранного языка будет носить рекомендательный характер. В рамках математики, «окружающего мира», обществознания и информатики детям начнут преподавать финансовую грамотность. Кроме того, обязательной станет программа воспитательной работы с перечнем соответствующих мероприятий.

Всегда ли нововведения хороши и какие предметы школьных дисциплин лучше всего коррелируют с определённым возрастом? Об этом и многом другом накануне Дня знаний мы поговорили с членом Союза писателей России философом Евдокией Лучезарновой.


– Евдокия Дмитриевна, многие родители начинают самостоятельно обучать детей задолго до школьного возраста. Немаловажную роль в этом сыграла книга «После трёх уже поздно» японского новатора в сфере раннего развития Масару Ибуки. Насколько это целесообразно?

– Этого нельзя делать, потому что до пяти лет у ребёнка раскрывается «звёздное» время. Здесь я бы рекомендовала за ним больше наблюдать, общаться. Ребёнок только пришёл, он – «звёздочка», которая познаёт мир с огромным любопытством. А мы должны создавать для этого все ус­ловия.

Я была в Японии много раз и свои впечатления описала в книге «Мир глазами Луча: маленькая страна». Это государство подверглось бомбардировкам и пережило очень много стрессов. Территория небольшая, энергии слабые, поэтому за счёт «звёздного» времени там пытаются вложить в своих детей как можно больше полезных навыков. Но это их несчастье. Я бы не распространяла японские рекомендации на всех.

– А в России можно детей не торопить, поскольку территория большая?

– Да, потому что у нас есть где разгуляться и есть что показать. Я бы очень рекомендовала вывозить малышей на море, озеро, в горы, степи для знакомства с этой планетой. Давать им возможность коммуницировать с людьми разного возраста, профессий, мировоззрения, чтобы они поняли, как устроена жизнь. И у нас есть для этого очень много возможностей.

– Какие предметы лучше всего изучать, исходя из времени?

– Школьникам до 10 лет очень полезно изучать ботанику, физику, биологию, астрономию – всё, что связано с внешним миром, Землёй и космосом. Учить практическим навыкам. Давать возможность общаться с природой. Следующие пять лет, так как в это время активно формируется мозг, необходимо посвятить философии, литературе, истории и прочим предметам, которые запускают мыслительные процессы, учат сравнивать, анализировать, размышлять. В это же время следует рассказывать о взаимоотношениях людей, об этносах, о традициях и культуре – этим занимаются социология и культурология.

Стоит обратить внимание, что в подростковом возрасте дети начинают погружаться во внутренние переживания и выбирают только те занятия, которые им максимально интересны. Задача взрослых – преподносить малопривлекательную информацию в захватывающей и нескучной форме.

С 15 лет начинается «планетарное» время. Человек готовит свой путь по планете, и ему нужно помочь сделать правильный выбор из широкого спектра возможностей. Определившись с профессией, он получает навыки уже по конкретному направлению.

– От чего нам нужно защищать детей?

– Нашим детям угрожает постоянное обновление программ. Функционеры образования набирают что-то, на их взгляд, очень полезное из других систем, стран и практически без адаптации к нашей действительности начинают применять. Когда детей бросают в экзамены, в ЕГЭ, в постоянные модульные работы – они находятся в бесконечном стрессе. И в этом состоянии с них ещё многого требуют. Если учитель знает своего ученика и реально заинтересован в его образовании, он всегда подскажет, на что обратить внимание. Экзамены нужны, но, по моему мнению, они не должны быть одинаковыми для всех учащихся. То есть, если человеку что-то очень легко даётся, зачем лишний раз его об этом спрашивать? И так понятно, что он хорошо в этом разбирается. А если не разбирается, зачем его напрасно нагружать? Он всё равно не пойдёт в эту сферу деятельности.

Нам следует понимать, что дети сами хотят хорошо учиться, пусть даже избыточная оценочность и создаёт дополнительное напряжение. Но ничего не поделаешь – страна у нас «именная», поэтому всем важны оценки и награды.

– Что такое патриотизм и можно ли ему научить?

– Каждый человек, хочет он того или нет, тесно связан с тремя сферами своей жизни. Первая – его родословный корень: связь с семьёй, родными и близкими. Вторая сфера – профессиональная: это то, как мы реализуем себя в профессии, чем можем быть полезны обществу. Третья сфера – государственный корень. Мы зависим от этих трёх направлений, потому что через них укореняемся в жизни. Если они полностью сформированы, человеку легко быть радостным и счастливым.

Как бы мы ни совершенствовались в этом мире, если в стране что-то не ладится, нам тоже приходится несладко. Каждый человек в душе – патриот, который зависит от всего, что происходит в его государстве. Сколько бы он ни хотел быть как бы над страной, если что-то происходит, быть «над» просто невозможно.

Мы переходим на следующий уровень развития, когда вычленяем себя из мира и начинаем наблюдать. Человек уже не защищает свои вотчины. Он их просто очень любит. И когда вдруг про них говорят что-то плохое, то он пытается понять: почему, по какому праву так высказываются про моих родственников? Про мою родину? Работу? Может быть, надо что-то изменить? То есть раньше мы подпускали к себе только то, что согласуется с нашими корнями. А что не согласуется – или старались забыть, или отторгали, относясь неравно ко всем происходящим событиям. А в позиции «наблюдателя» оценивать события гораздо разумнее.


Спаси любовь и мудрость

Изранена, растерзана, распята лежит любовь,

Обманута, исчерчена, помята висит мудрость.

Две сестры, принявшие кресты

Верности, надежды, красоты,

Строгости, науки, простоты,

Мудрость и любовь спаси и ты.

Освяти значение любви сестры младшей,

Просвяти значенье мудрости сестры старшей.

Сёстры неразлучные разлиты по пространству,

Сёстры нераздельные разделены в умах.

Поверни ключи в людских умах,

Едини сотрудниц нераздельных.

Любовь к Родине, а Родина – Планета,

Любовь к Миру, а Мир – Вселенная,

Любовь к Свету, а Свет бесконечен,

Любовь к Жизни, а Жизнь вечная.

Любовь поможет сделать первый шаг стремящемуся вдаль.

Мудрость способна очищать от магии, уничтожая скорби и печаль.


Беседу вела
Евгения Кайгородцева





Тэги: Евдокия Лучезарнова Евгения Кайгородцева
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Всегда в поиске

    21.09.2022
  • Радость длиною в жизнь

    01.06.2022
  • «Моя мечта – чтобы все мыслили креативно»,

    09.03.2022
  • Чтобы тебя читали...

    22.12.2021
  • Сёрфинг в море информации

    31.08.2021
  • Пригласите защитника в путешествие!

    135 голосов
  • Любимые, желанные, нежные,

    103 голосов
  • Чтобы тебя читали...

    83 голосов
  • Ритмы нового времени

    74 голосов
  • Любовь для каждого своя

    46 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS