ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Белоруссия не разочаровала

30.03.2023
Белоруссия не разочаровала Российские авторы и издатели приняли участие в XXX Минской международной книжной выставке-ярмарке.

Мы в Telegram

26.03.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

Битва двух столиц

20.03.2023
Битва двух столиц Пролдолжается прием заявок на Второй поэтический баттл «Москва vs Санкт-Петербург».
ЛГ плюс

Дядя Витя стишки не читает

01.04.2023
Дядя Витя стишки не читает Анатолий АРЕСТОВ остается верен себе, воспевая родной Алтайский край.

«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…»

25.03.2023
«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…» В рассказе Анатолия МОЖАРОВА российская глубинка показана «такой, как она есть».

И по весне случаются печали…

16.03.2023
И по весне случаются печали… Поэзию Виктора КАРПУШИНА с полным основанием можно отнести к тихой лирике.
ВИДЕОРЯД

«Депушкинизация» на Украине

Смотреть все...

Спецформат

Новинки для маленьких

31.03.2023
Новинки для маленьких В честь Недели детской книги предлагаем для голосования три новинки для самых юных читателей.

Фестиваль вместо презентации

28.03.2023
Фестиваль вместо презентации О том, как прошло представление альманаха «Словесность-2022», рассказывает Елизавета ТЕРПИЛОВСКАЯ.

«Молодость – богатство старости»

21.03.2023
«Молодость – богатство старости» Под такой темой проходят IX Всероссийские Васильевские чтения-2023, посвященные жизни и творчеству писателя Бориса Васильева.
Позиция

Бандеровцам везде у нас дорога?

27.03.2023
Бандеровцам везде у нас дорога? Известный поэт и музыкант Вадим СТЕПАНЦОВ о предстоящем фестивале «Дикая Мята» под Тулой.

Наши, Враги и Непричёмыши

22.03.2023
Наши, Враги и Непричёмыши Даниэль ОРЛОВ полагает, что в русской поэзии оформился очевиденый раскол.

Такие же, как мы?

15.03.2023
Такие же, как мы? В 1991 году пути России и Украины начали расходиться, а после «майдана» 2004 года этот раскол принял обвальный характер, считает Владислав ШУРЫГИН.

  • Статьи
  • 2014 год
  • № 36 (6478) (17-09-2014)
  • О качестве чтения

О качестве чтения

Дудова Людмила

О качестве чтения

Спецпроекты ЛГ / Словесник / Угол зрения
Дудова Людмила

Теги: литература , чтение

В последние годы мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией: в школу приходят дети, которые умеют складывать слова. Родители, преисполненные гордостью по поводу достижений любимого чада, успешно окончившего ближайшую «школу раннего развития», уверены, что хотя бы с одним предметом – «чтением» – у ребёнка проблем в школе не будет. И нередко ошибаются. Почему? Да потому, что чтение – это не просто складывание букв в слова, слов в предложения и так далее. Это прежде всего умение работать с информацией, интерпретация смыслов.

До настоящего времени и, очевидно, в ближайшее время именно текстовая форма передачи информации будет преобладать. В основе многих визуальных видов искусств тоже лежит текст. А значит, необходимо изыскивать все возможности для повышения мотивации учащихся к чтению, тем более похвастаться нам в этой области, к сожалению, особенно нечем. Высокие показатели международных измерений качества чтения PIRLS 2011 года (чтение младших школьников, 2-е место среди 49 стран) не должны нас обольщать. В начальной школе родители ещё проявляют заинтересованность в качестве чтения своих детей, стараются как-то поддерживать этот интерес. Большое внимание работе именно с младшими школьниками уделяют в школьных и детских библиотеках, потому и результаты пока вполне достойные. Немаловажно, что учителя начальных классов обучают методике чтения.

Но ситуация с качеством чтения среди старшеклассников очень тревожная. По исследованиям PISA, проводимым среди старшеклассников, наша страна находится в промежутке между 38–40-м местами. Впереди Финляндия, Япония, Германия, Чехия, Венгрия. В чём причины? Их много. Это понижение мотивации к чтению, так как у старшеклассников появляется много других возможностей получения информации: визуальной в первую очередь, огромная загруженность в школе, утрата «моды на чтение», сокращение уроков литературы, исключение уроков внеклассного чтения... Одна из главных причин: учителя-предметники плохо владеют методиками и стратегиями чтения, в вузе их этому не учат. А жаль! Один словесник не в силах сформировать устойчивые навыки качественного чтения у своих подопечных. Он ведь работает в основном с определёнными текстами – в первую очередь художественными, публицистическими, научно-популярными. Согласимся, что это не весь арсенал текстовой информации, с которым приходится сталкиваться ученикам в основной и особенно старшей школе.

Доказательством неблагополучия в области овладения чтением как видом учебной деятельности являются и результаты ЕГЭ по русскому языку 2014 года, ибо они показывают, что большое число выпускников не справляется или справляется с трудом с заданием части С, которое в основе своей построено на проверке умения читать и интерпретировать текст. Это ещё один повод говорить о том, что требуется поиск таких форм повышения мотивации к чтению, которые были бы интересны и доступны детям, носили соревновательный характер.

Думается, что с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов для школы сложились объективные условия для проведения Всероссийской олимпиады для школьников по чтению. Мы не раз уже говорили о необходимости такой олимпиады и всегда получали ответы «Такого предмета нет в школе» или «Такого предмета нет в перечне вступительных испытаний в вуз». Конечно, можно возразить, что есть предмет «литературное чтение» в начальной школе, что есть теперь требования не только к предметным, но и метапредметным результатам, что без умения читать, а не просто пробегать буквы глазами и переворачивать страницы невозможно учение вообще, а уж овладение профессией – точно. Попробуйте решить задачу, не прочитав её условие, написать сочинение, не прочитав произведения...

Как человек с огромным опытом проверки школьных экзаменационных работ могу заметить: у наших выпускников большую трудность вызывает определение проблемы в предложенном тексте, то есть самого главного, что есть в тексте. Может быть, именно из-за несформированности навыков работы с текстами, несущими большую смысловую нагрузку, отличающимися сложной композицией, мы видим серьёзное падение эстетических параметров в формировании круга чтения. Страх перед текстом, его объёмами, структурой (например, большие проблемы у наших детей возникают при работе с таблицами, схемами, графиками, текстами поэтическими и драматическими), неумение его преодолеть убивают желание читать и учиться. Покорение читательских монбланов требует усердия и тщательного продумывания маршрута.

Олимпиада по чтению должна преду­сматривать соревнование в качестве чтения, то есть умении извлекать и интерпретировать информацию, представленную в разных текстовых форматах, речевых жанрах, на разных носителях. Она не в коей мере не дублирует олимпиаду по литературе, ибо ориентируется не на выяснение филологических наклонностей учащихся, а на измерение уровня сформированности читательских навыков, качества читательской деятельности. Всероссийская олимпиада по чтению может стать первой метапредметной олимпиадой школьников. А почему бы и такой олимпиаде не быть? Олимпиада по чтению могла бы стать полем взращивания читателя, которому жить и работать в условиях информационной цивилизации.



Оценить:

Оценка: 10 - Голосов: 6

Глеб (змеелов), 19.09.2014

Важная проблема. Интересная статья. Отношение к ЕГЭ, как к адекватному инструменту радует.
Важная проблема. Интересная статья. Отношение к ЕГЭ, как к адекватному инструменту радует.

Алла, 02.10.2014

Очень интересное предложение об олимпиаде по чтению. В конечном итоге, успехи наших детей на прямую связаны с умением "вычитывать" нужную информацию.
Очень интересное предложение об олимпиаде по чтению. В конечном итоге, успехи наших детей на прямую связаны с умением "вычитывать" нужную информацию.


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
02.04.2023

Природа, портреты, натюрморты

В РГБМ состоится открытие персональной фотовыставки Степана Чубаева.
02.04.2023

«Песни Нашего Полка»

Накануне 9 мая состоится патриотическая акция, которая включает в себя песенный конкурс и праздничный концерт.
01.04.2023

«Гипертекст»: финал

3 апреля встречаемся в Большом зале ЦДЛ на главном литературном событии весны!
01.04.2023

За профессиональное мастерство

Заместитель главного редактора «ЛГ» Леонид Колпаков получил премию в области журналистики «Золотое перо России».
31.03.2023

Дом Ростовых: новая судьба старой книги

АСПИР присоединяется к движению буккроссинга и открывает в Доме Ростовых на Поварской пункт книгообмена.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Си бемоль мажор

Мажорная тональность явно подходит для оценки визита председателя КНР Си Цзиньпи...

Литература
Дмитрий Воденников

Две наклейки

Две наклейки, две наклейки есть у меня в доме. Обе чужие, я никогда сам ничего на...

Культура
 Фёдор Шеремет

Страница и экран

Далёким от литературы людям экранизация даёт как бы концентрат произведения, а заядлым...

Литература
Сазанович Елена

Буревестник

28 марта 1868 года родился Максим Горький

События и мнения
Амелин Ростислав

Свет звезды

Космическая угроза № 1 – Бетельгейзе: Альфа Ориона и одна из величайших звёзд во...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда