«Запачканный» халат
Мне как практикующему врачу и преподавателю медицинского вуза происходящее в отрасли порой кажется абсурдом. В царские, да и в советские времена к здравоохранению относились гораздо внимательнее. Врач всегда был символом интеллигенции и даже в каком-то смысле элитарности. В новой России, неистово перенимая «лучшие» западные тенденции, мы по-новому перекроили всю систему здравоохранения и медицинского образования, и в итоге российский врач не сходит с телеэкранов и газетных полос, но… только в контексте криминальных, асоциальных и антинравственных событий. Из врача в буквальном смысле сделали врага народа – медики берут взятки, халатно относятся к честным гражданам, неправильно лечат и учат, продают направо и налево органы и вообще живут лучше любого бандюгана лихих девяностых. Символичный белый халат настолько запятнан в СМИ, что отмыть его в ближайшее время вряд ли получится.
Нескончаемая череда реформ и преобразований, отсутствие мер и реальных действий по укреплению накопленных веками профессиональных традиций поступательно сводят престиж врачебной профессии к нулю. Меняются политические пристрастия, приходят новые «успешные» чиновники, а российский врач как был у черты бедности, так там и остаётся. По официальным данным, благосостояние медицинского сообщества растёт, а на деле зарплаты докторов в разы меньше доходов сантехников, уборщиц и дворников, не имеющих даже среднего образования. При этом требования к научным и практическим составляющим труда с каждым днём возрастают и подчас превращаются в космические по объёмам и запросам.
Происходящие в последние полгода преобразования в очередной раз бьют рекорды. Уж где-где, а в столице медики всегда жили более-менее достойно, но теперь и здесь врачебное сообщество накрыла пресловутая «оптимизация». Одним росчерком пера были перепрофилированы, а по сути закрыты десятки крупнейших лечебных учреждений федерального и муниципального значения, отправлены в отставку сотни квалифицированных врачей. По стране вереницей потянулись митинги протеста, забастовки и массовые демонстрации. Но об этом, увы, знают и открыто говорят только внутри медицинского сообщества. Телевидение не показало ни одного развёрнутого аналитического репортажа по этому поводу, новостные сводки – только о том, как плохо на Украине.
Ей-богу, создаётся ощущение, что мы живём не в России, а где-то там, за некогда прочерченной перестройкой границей. Сознание забивают подробностями выкрутасов товарищей Порошенко, Яценюка и Коломойского, а тем временем наше собственное богатство – отечественное здравоохранение – мы на целую треть уже растеряли.
Минимизирующий «оптимум»
Волна оптимизирующих мероприятий превратилась на деле в минимизацию здравоохранения. Во всех регионах резко сократили коечный фонд стационаров. И ладно бы это коснулось общеклинических направлений – порезали даже узконаправленные специальности. К примеру, в Твери значительно снизили возможности и объёмы даже таких эксклюзивных стационаров, как сердечно-сосудистая хирургия. Причём сделали это интересным образом. Сначала с помпой и красочным пиаром открыли новое отделение, где начата программа операций на открытом сердце, а потом тихохонько сократили возможности и объёмы другого стационара этого же профиля. В итоге на всю многотысячную Тверскую область функционирует одно отделение кардиохирургического профиля на 30 коек и одно на 20, где занимаются исключительно коронарными вмешательствами. И это при том, что атеросклероз и заболевания сердечно-сосудистой системы всегда были самыми распространёнными, а смертность от них традиционно на пьедесталах статистических диаграмм.
Данная политика проявляется во всём. Для крупных региональных учреждений свыше даны конкретные разнарядки, которые подчас шокируют. Например, сократить стационарные койки в объёме сотни или оптимизировать врачебные штаты, сократив, скажем, 70 ставок действующих докторов. Подчёркиваю – в рамках одного учреждения. А больниц и центров по всей стране тысячи.
Легко представить, какой урон привносят эти «оптимизирующие» действия и медицинскому сообществу, и пациентам, которые и в прежние-то времена не всегда имели возможность попасть к нужному специалисту. По официальным данным, в отрасли сегодня дефицит врачебных кадров, но при этом размах минимизаций как никогда грандиозен. Какая-то странная логика, не правда ли?
Описанными выше мерами правительство, мол, пытается поднять зарплаты медицинских работников. Эта тема – вообще притча во языцех. Руководители учреждений здравоохранения во всех отчётах в унисон озвучивают какие-то почти космические цифры доходов представителей медицинского сообщества. Врут? Нет! Это действительно официальные и проверенные данные, только подсчёт их весьма специфичен. Для анализа берётся средняя цифра дохода сотрудников по конкретному учреждению. А как известно, между оплатой трудовых будней главного врача и рядового хирурга – пропасть. Руководитель больницы, получая не только солидный официальный оклад, но и обязательные проценты со всех внебюджетных услуг, дополнительные поощрения «за увеличение объёмов работы» и т.д. и т.п., только по документам имеет около 200 тысяч рублей в месяц минимум. А среднестатистический хирург, работая на полторы возможные ставки с ночными дежурствами и выездами, едва наскребает 25 тысяч. Разделим 225 на два и получим среднюю зарплату в 112,5 тысячи. Соврали? Нет! Комар носа не подточит.
Понятно, что в лечебном учреждении трудится не один-единственный хирург, административных работников тоже хватает. Возьмём помимо самого руководителя 8–10 его заместителей, чьи денежные доходы не должны по закону быть меньше начальственных более чем на 10%, завидные зарплаты начальников подразделений (бухгалтерия, отдел кадров, административно-хозяйственный сектор, экономические структуры и прочее) – получится отличный числовой коэффициент, заметно влияющий на общие средние подсчёты. Отсюда и сногсшибательный на бумаге прирост доходов врачей и медсестёр. А если ещё принять во внимание суть старинной профессиональной шутки про то, почему врач может работать только на полторы ставки (на ставку ему будет нечего есть, а на две – некогда), и вычленить чистый доход на одну голую ставку без подработок, то цифры получатся совсем другие, куда более унылые.
Поэтому напрашивается логичное предложение: а давайте для правдивого анализа считать не общий доход всех сотрудников больниц и диспансеров, а исходить из зарплат только практических врачей, без учёта административного финансового ресурса. Вот это будут цифры, скажу я вам!
Муляж не жалуется
Ещё одной крайне острой проблемой современной медицины является реформирование высшего профессионального образования. Здесь тоже не обходится без казусов – начиная с убийственно низких зарплат преподавателей вузов (ещё меньших, чем в практическом здравоохранении) и заканчивая западными подходами к формам и методам обучения. Реформаторы поставили перед медицинскими университетами задачу максимального ухода от реального пациента. Прикрываясь этическими и деонтологическими нормами, якобы беспокоясь о социальных и юридических правах пациентов, молодого врача сегодня пытаются «создавать» вдали от живого больного – практические навыки отрабатываются преимущественно на фантомах, муляжах и тренажёрах. Даже на выпускных экзаменах предлагается исключить этап курации больных и ограничиться лишь придуманными заранее ситуационными задачами.
Работая преподавателем вуза, могу совершенно однозначно сказать, что при таких новаторствах невозможно научить будущего доктора говорить с пациентом и слышать его. Безусловно, какие-то конкретные манипуляции и отдельно взятые процедуры удобно и уместно отрабатывать на «человекозаменителе», но, убеждён, большую часть практических навыков врач должен и обязан осваивать на реальных пациентах. Ни один муляж никогда не сможет научить доктора главному – правильному и профессиональному общению. В итоге мы получаем не думающего, не размышляющего и не желающего вникать и искать решения проблемы «специалиста», который строго придерживается указанных алгоритмов. Эдакая бездушная машина, конвейер с запрограммированной и отработанной микросхемой.
И самое страшное, что с 2017 года вступает в силу очередная реформаторская новь – заканчивает своё существование такая форма последипломной подготовки, как интернатура. Поэтому – вы только вдумайтесь! – выпускник-медик без предварительной специализации и дополнительного обучения сразу приступает к работе. Причём специалистом общего, а значит, самого широкого профиля. И вот здесь-то и начнётся самое настоящее бедствие! Если сейчас мы говорим о низком уровне подготовки врачебных кадров, то вскоре мы будем о нём неистовствуя кричать. А виноватыми останутся «плохие» преподаватели вузов, которые вынуждены принимать все эти инновационные бредни.
Каждая пришедшая наверх новая «светлая голова» пытается внести свою посильную лепту в азартный процесс ухода от хорошо проверенного старого. Мы всё время хотим быть на кого-то похожими, за кем-то угнаться и в итоге буксуем и вязнем в собственной же псевдоинновационной жиже.
Слава богу, есть ещё в нашей стране люди, готовые что-то изменить и желающие (а иногда и могущие) хоть как-то остановить этот безумный марафон, убивающий отечественное здравоохранение. К ним в первую очередь и обращаюсь. Давайте настоим на проведении в России Года медицины, развернём умную и конструктивную дискуссию о настоящем и будущем самой гуманной профессии. Может быть, хотя бы в эту «тематическую» годину о ней и о её пока незавидной судьбе всё же задумаются реформаторы и новаторы. Может быть, хотя бы на годик остановятся и дадут-таки передышку обычному доктору. Давайте передохнём, подумаем, а потом уже начнём резать и минимизировать.
Несколько цитат из выступлений участников прошедшего на прошлой неделе форума Общероссийского народного фронта «За качественную и доступную медицину!»
♦ В ходе оптимизации было сокращено 90 тысяч медработников. Это, а также слияние и закрытие медучреждений, резкое сокращение числа посещений врачей (за пять лет на 7,7 млн.) привели к всплеску смертности, которая, по данным Росстата, за семь месяцев этого года выросла на 1,7%.
♦ Цены на отечественные жизненно необходимые препараты выросли за год на 14%. При этом данные препараты зачастую отсутствуют в аптеках, а врачи назначают не льготные лекарства, а платные.
♦ Объём платных услуг увеличился на 24%. Более трети пациентов при лечении в стационаре вынуждены покупать лекарства и расходные материалы.
♦ Из 185 поручений, данных в 2012 году президентом для улучшения ситуации в медицинской сфере, лишь 69 снято с контроля.
Учителя и врачи - главные люди государства, они отвечают за нравственное и физическое здоровье народа. Без них пропадём. Так почему же главные люди до сих пор влачат жалкое существование?
Обследование платное, бесплатного пока дождёшься , в морг везти надо будет.
К пациентам --тупое равнодушие.
Да, и клятвы Гиппократа уже не дают....
Фрагменты из статьи
«Арифметика здравоохранения»
Опубликовано в еженедельнике «Астраханский Мир» № 38, 04.10.2012 г.
Меня умиляют всякие телепередачи или публикации на тему бесплатного лечения и возмущения гомо сапиенсов по поводу того, что врачи деньги смеют получать (требовать, вымогать, намекать, просить и т.д.) за свою работу. И никто из разгневанных не возмущается низкой, на уровне пособия по безработице, подачкой под названием «зарплата», которую работягам-медикам выделяют хитрозадые чиновники. Чиновники жируют и стравливают пациентов с врачами. Мол, бесплатно должны лечить. Вроде как рабы. Меня удивляет эта непосредственность сограждан. Ведь никто не требует чего-нибудь бесплатного в магазинах, парикмахерских, станциях по ремонту автомобилей и т.д. На страховой полис кивают. Но ведь все прекрасно понимают, что полис – это почти такое же надувательство, как и ваучер, только более длительное. Да, деньги выделяются, да они имеются в страховых фондах, но причем здесь врачи с мизерной «зарплатой»? Граждане! Ещё раз! Сравнение: главные врачи и их бесчисленные замы, не говоря уж о министерских эскулапах, получают от 100 до 300 ТЫСЯЧ рублей в МЕСЯЦ. А врачи, которые, по вашему понятию, должны вас лечить и лечат все же, несмотря на экономическое унижение со стороны государства и общества? Их пособие «зарплата» лишь от 3 до 10 тысяч в месяц. Некоторым недавно прибавили до 20 тысяч. Так идите же лечиться к чиновникам. Лечиться, а не жаловаться!
«Ну, вы же знали, куда шли учиться и какую специальность выбирали» - возражают находчивые, особо умные и требовательные жалобщики.
Да, знали, а может и не знали, что будет впереди. Старшее поколение врачей, когда поступало учиться, ещё знало про клятву Гиппократа и верило государству с его обещаниями про пятилетки качества, про светлое будущее и др. Сегодня же в мединституте учится новое поколение, преимущественно «отличники ЕГЭ» из Южно-Федерального округа с наследственным товарно-денежным менталитетом и южным акцентом. Их не пугает маленькая зарплата. Они эти деньги с вас потом соберут, когда «хлебные» должности купят. Арифметика, однако.
Вообще-то идея бесплатности здравоохранения (также как и бесплатности образования, питания, жилья и др.) – идея привлекательная. Идея бесплатности всего была в мотивации социализма-коммунизма, но капитализм оказался более коварным и живучим. Деньги отменить никому ещё не удалось. Товарно-денежные отношения совершенствуются, а бюджетному здравоохранению, как заповеднику социализма, приходится выживать в хищной капиталистической среде. Выживать и соответственно реагировать приходится всем участникам этого социализма в окружении капитализма-феодализма. Врачи-рабы угрюмо и равнодушно с утра до вечера выслушивают жалобы пациентов, врачи-хищники оценивают состояние пациента по его кошельку, врачи простаки и энтузиасты испуганно ждут всевозможных проверяльщиков, которых расплодилось до чёрта, а феодалы надсмотрщики (чиновники и проверяльщики всех мастей) неуклюже пытаются изобретать кнуты и пряники. Но дальше изобретения очередных форм отчётности и другого бумаготворчества у них воображения не хватает...
… вызывает удивление извечное нахальство чиновничьей системы, требующей от низкооплачиваемых врачей-специалистов, особенно молодых, высоких количественных показателей, так называемого, госзаказа. Пациенты тоже требуют к себе внимания и отдачи сил, в силу вполне понятной психологической и биологической установки полагая, что их личное здоровье и самочувствие превыше всего. Здесь наблюдается оригинальный социально-психологический феномен. Бесплатная медицинская помощь, обещанная кем-то в Конституции, почему-то подразумевается и чиновниками, и населением, как бесплатный, на кабальных условиях (и, следовательно, рабский) труд врачей-специалистов. В тоже время месячные оклады чиновников измеряются многими десятками и сотнями тысяч. Население также стремится обогащаться, о чем свидетельствуют всё возрастающие пробки на дорогах из иностранных автомобилей и рост статистических показателей потребления алкоголя, табака, наркотиков, предметов роскоши. («Народ и партия едины»?). Видимо, эта «роскошная» статистика не проходит бесследно для формирования психологии и духовного становления личности врачей, которые опущены чиновничье-олигархическим коррумпированным государством материально на самое дно общества и которые клятву Гиппократа давно уже воспринимают иронически. Практика мировой и отечественной медицины давно подтвердила предостережения ученых-психологов, что нищий врач опасен, как опасна психология любого нищего.
А.Е. Сухарев – доктор медицинских наук, практикующий врач-онколог.
Настало то самое время кардинально и капитально разобраться со системой здравоохранения. Россияне должны жить в здоровой и процветающей стране. Пора заняться вопросом протекции "года медицины".
В целом с автором согласен.
Возможно там есть что добавить, уточнить или поправить.
Но я не врач по профессии, поэтому не считаю себя вправе идти по деталям.
Для меня давно уже стало очевидным другое.
С самого начала т.н. "демократических" ррреформ не только в медицине, но практически во всех отраслях стали верховодить извините за выражение, правоведы, макросчетоводы и манагеры "неважно чем". Ну ещё и тьма "профессиональных Икспертов - шпециалистов", которые ни за что конкретно не отвечают.
Если власть созреет до понимания этой проблемы и начнёт выметать со всех этажей "вертикали" вышеперечисленных шпециалистов и назначать на их места тех, кто в каждой конкретной отрасли хоть что-то соображает, то не нужно будет Максиму Страхову тратить своё драгоценное время на написание статей в Литературную газету.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться