Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 сентября 2018 г.
  4. № 36 (6657) (04.09.2018)
Искусство

Рассматривать как милость Божию…

Елена Безбородова не работает с «сопротивляющимися» материалами

04 сентября 2018

В память 100-летия мученической кончины императора Николая II, его семьи, а также основательницы Марфо-Мариинской обители в Москве Великой княгини Елизаветы Фёдоровны в муниципалитете Ист-Каус на юге Великобритании, по благословению епископа Сакраментского Иринея (Стинберга), администратора Великобританской и Ирландской епархии РПЦ заграницей, профессора патристики Оксфордского университета, был установлен романовский крест. Владыка и освятил его на торжественной церемонии. Работа российского скульптора Елены Безбородовой принесена в дар городу Ист-Каус членами Общества Великой княгини Елизаветы Романовой в Великобритании. И это единственный памятник Романовым в Западной Европе. 


– Елена Анатольевна, в обществе столько наговорено о гибели царской семьи, каково было вам браться за эту работу?

– Все эти разговоры и вся клевета мной изначально отметались, для меня Николай II – выдающийся государственный деятель, святой человек, страстотерпец. За работу взялась с большим подъёмом, в первый день Великого поста, а закончила в последний. Крест, напомнивший англичанам кельтский, по моему эскизу заказали в Англии, а исполнили в Индии. Эта форма была важна, потому что напоминает нам о связи между русским и английским царскими домами – через королеву Викторию. К тому же, посмотрите на новгородский Воймерицкий крест XII–XIII веков, эта форма не чужая и русским.

А королева Виктория – родная бабушка сестёр Александры Фёдоровны и Елизаветы Фёдоровны, их мама – её дочь. В поместье Осборн-хаус в Ист-Каусе находилась летняя резиденция королевы Виктории, и внучки в детстве гостили у бабушки. В августе 1909 года вся семья Николая II по приглашению короля Эдуарда VII приплывала туда на яхте «Штандарт» на парусную регату. Ист-Каус – в двухстах километрах от Лондона, на острове Уайт, на юге Великобритании.

– Что взяли вы за основу, когда делали крест, на что опирались?

– Мысль о том, что рельеф с ликами Романовых должен быть укреплён именно на кресте, появилась мгновенно, потому что безвинно убиенные приняли крестную смерть и тем самым обрели жизнь вечную. Но композиция – император Николай II, ниже сёстры, ещё ниже дети, и на одной оси, прямо под ликом царя, царевич Алексей – чёткая мужская линия, родилась не сразу. Рельеф вызывает, как я потом услышала, самые разные ассоциации – с облаком, цветком, а один батюшка даже сказал, что по внутреннему триединству похоже на «Троицу» Рублёва.

Открывали памятник лорд-лейтенант острова Уайт, генерал-майор, сэр Мартин Уайт (официальный представитель монарха) и заместитель председателя Объединения членов рода Романовых князь Ростислав Романов. Само место чудесное – парк с кедрами и соснами, рядом Ла-Манш. Дети раздавали кедровые шишки, вечером памятник освещён прожекторами. Епископ Ириней, коренной американец лет сорока, поразил нас своей искренностью. Был и протоиерей Андрей Филлипс, настоятель православного храма в Колчестере, знаток русской литературы. В беседе он рассказал, что англичане, увы, почти отошли от веры, англиканские храмы продаются торговцам. И лет через сорок, по его мнению, останутся только мусульмане и православные. К православию люди тянутся, чувствуя, что там теплится истинная жизнь, в храмы приходят русские, украинцы, греки, румыны, сербы, да и сами англичане. Инициаторы установки креста в Ист-Каусе уверены, что это принесёт им доход и с точки зрения туризма, приедет много паломников.

– Критики пишут, что главная тема в творчестве Елены Безбородовой –духовность, но это такая, казалось бы, эфемерная вещь, спрошу наивно, как она «лепится» в бронзе?

– Всё дело, наверное, в точно выбранных образах и нюансах, художник чётко должен знать, что хочет выразить. Этика определяет эстетику. Когда читаешь духовную литературу, погружаешься в мир святых и ощущаешь, насколько эти люди были сильны духом и верой, они выполняли свою миссию, предсказывая, что Христос явится миру, писали Евангелия, благовествовали о Нём. Именно об этом я думала, когда работала над памятником апостолу Андрею Первозванному. Я сделала его спускающимся на наш берег с корабля и благословляющим русскую землю. Одновременно с памятником апостолу работала над мемориальной доской лейб-медику Евгению Боткину, расстрелянному вместе с царской семьей.

На открытии монумента Андрею Первозванному епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин сказал мне, что мечтает поставить памятник Луке Крымскому в Ардатове, где тот начинал земским врачом. Уникальнейшая судьба – святой человек и великий хирург, наш современник. Он запечатлён на фотографиях и в кинохронике, живы люди, которые его помнят, один врач рассказывал, что его мать ассистировала епископу Луке. Когда одни священники принимали мученическую смерть и становились новомучениками, а другие оставляли священство в страхе перед гонениями, он, врач, профессор, позднее – лауреат Сталинской премии, которому предлагали клинику, лишь оставь мантию, открыто принимает монашество, проповедует и служит Христу. Конечно, он пострадал за веру, но даже в ссылках не переставал оперировать людей. Рабочая модель памятника святителю Луке – в моей мастерской. Ещё одна из новых работ – Лазарь Четвертодневный, которого воскресил Христос после четырёх дней погребения. Надеюсь, мне удалось создать некий «знак Лазаря», в котором весь его жизненный путь – и смерть, и воскресение.

– Но многие ваши памятники не воплощены в задуманном масштабе…

– Да, возле меня часто появляются люди, которые предлагают работу, темы, а потом, когда модель сделана, могут пропасть. Именно так застрял проект памятника воинам, отстоявшим Москву в 1941 году – «Превратились в белых журавлей», памятники Сергею Рахманинову (молодому и зрелому), Лазарю, Луке, патриарху Тихону. А есть ещё Иоанн Креститель, Серафим Саровский, Сергий Радонежский, тот же «Спецназ», который сделан как проект.

– Вы сказали, что вам с детства виделся образ Христа, вами сделано не меньше десятка его скульптур, как это было?

– Началось всё с «Явления Христа народу» Иванова, с картины Крамского «Христос в пустыне», я училась в Московской художественной школе, которая напротив Третьяковки, и мы всё время туда ходили. Смотрела и понимала, что это какое-то удивительное явление, необыкновенно красивый человек, не такой, как мы… И впечатление это до такой степени сидело во мне, что я рисовала его лицо на промокашках, а лет в пятнадцать даже вырезала из куска липы голову Христа.

– Насколько трудно женщине-скульптору преодолевать сопротивление материала?

– А я не работаю с материалами, которые сильно сопротивляются. В Суриковском институте, когда требовалось по программе, сделала работы из камня и дерева, но решила, что работать буду с бронзой. Если посмотрите на мои работы, они все куда-то летят, в них могут быть достаточно сложные утончённые силуэты, идеальный материал для этого – бронза.

– Как воспринимаете свою стезю скульптора?

– Среди коллег распространено мнение, что скульптор – это ремесленник, а я считаю, с таким отношением не надо идти в искусство. Хотя деньги можно зарабатывать и нашим ремеслом, но куда важнее выполнить свою миссию. К сожалению, ни в школе, ни в институте никто нам не говорил, что все деятели искусства находятся на службе у высшего промысла, что искусство – великое оружие, я сама это поняла в процессе жизни и общения с разными людьми.

Беседу вела
Нина Катаева


«ЛГ»-досье

Заслуженный художник России Елена Безбородова – участник более 70 художественных выставок, автор памятника Андрею Первозванному в мордовском посёлке Атяшево, проектов памятников в Ржеве – («Превратились в белых журавлей») и в старой столице Черногории – Цетине («Иоанн Креститель»), скульптур-символов «Спецназ России» и «Евангелист Лука», 30 монументальных и декоративных произведений в России. Работы скульптора находятся в музеях и частных коллекциях России, Европы, Америки и Африки. Для будущих монументов воплощены образы подвижников православия – патриарха Тихона, Луки Крымского, Лазаря Четвертодневного.

К работам Безбородовой дважды было обращено внимание патриарха Алексия II. Во второй половине 90-х в Крестовоздвиженском храме на Чистом Вражке в центре Москвы мироточило её «Распятие с предстоящими», когда об этом сообщили патриарху, он повелел – «рассматривать как милость Божию». В 2006 году организаторы Первой международной православной выставки «Свет миру» в Манеже преподнесли в дар патриарху свой приз-символ – безбородовского «Евангелиста Луку».

Тэги: Нина Катаева
Обсудить в группе Telegram

Нина Катаева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS