Кто бы мог подумать, что Владимир Одоевский – писатель-фантаст? Но факт остаётся фактом. В романе «4338-й год» литератор описал использование «магнетических телеграфов» – устройств, позволяющих живущим на далёком расстоянии разговаривать друг с другом. А ещё – «зелёных людей», спустившихся с неба на «аэростате». О жизни Владимира Одоевского (1804–1869) – рассказывает генеральный директор Российской национальной библиотеки Александр Вершинин.
Князь Владимир Фёдорович Одоевский был утверждён в должности помощника директора Императорской публичной библиотеки в 1846 г. Этой деятельности он отдал более 15 лет, работал под началом двух директоров – Д.П. Бутурлина, а потом М.А. Корфа. «Трудолюбивый выше всякой меры» князь интересовался всем, что его окружало.
Профессиональную карьеру Одоевский начал в Московском архиве коллегии иностранных дел в 1822 г., владея всеми языками, «живыми и мёртвыми». Продолжил – в 1826 г. в Петербурге, в цензурном комитете при Министерстве внутренних дел. По инициативе Одоевского в ходе пересмотра цензурного устава впервые были закреплены положения об авторском праве. После этого он получил место в библиотеке комитета и проработал там до 1839 г., участвуя в деятельности самых разных комиссий. В свободное от службы время занимался благотворительной и литературной деятельностью, был увлечён музыкой. Литературные труды Одоевского (от сказок до фантастических рассказов) основаны на занятиях философией и увлечении мистицизмом.
Уже в молодости его называли Фаустом. Дом князя в столице стал местом встреч не только великосветской знати, но и литераторов, музыкантов, учёных, получив название «академия».
Одоевский глубоко изучал естественные науки. В Императорской библиотеке особое внимание придавал комплектованию её новейшими иностранными изданиями по математике, физике, химии, технике, медицине. При его непосредственном участии тогда в библиотеке возникло «Отделение технологий» и был создан кабинет средневекового учёного («Кабинет Фауста») с собранием первопечатных книг.
Можно спорить о том, было ли описанное в романе «4338-й год» («магнетические телеграфы» и «зелёные люди») предсказанием изобретения телефона, радиосвязи, интернета и рассказов о пришельцах.
Но совершенно точно, что осуществилась другая знаковая идея писателя. Известна его записка 1850 г. о необходимости создания публичной библиотеки в Москве. В 1861 г. в город детства и молодости Одоевского перевезли коллекции Румянцевского музея. Впоследствии фонды музея составили основу образованной в 1924 году Российской публичной библиотеки имени В.И. Ульянова (бывшей «Ленинки», а ныне – Российской государственной библиотеки).
Сам Одоевский в 1862 г. оставил службу в Императорской публичной библиотеке и принял почётную должность сенатора. Обер-прокурор К.П. Победоносцев писал, что «он работал усердно и был одним из внимательных и деятельных сенаторов».