Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 07 сентября 2022 г.
  4. № 36 (6850) (07.09.2022)
Общество

Жить в альтернативной России

В чём суть споров вокруг киевского музея Булгакова

07 сентября 2022
УССР. Киев. 12 апреля 1986 г. На доме Булгакова на Андреевском спуске установили  мемориальную доску

Инициатива Национального союза писателей Украины закрыть киевский музей Булгакова вызвала дежурные отклики в российских медиа и саркастические в соцсетях. Наше общество уже привыкло к подобного рода новостям. А вот на Украине дискуссия разгорелась бурная и знаковая. Попробуем разобраться в её сути.


Идея вызвала конфликт, и нам важно понять, между какими группами. Итак, инициатор – Михаил Сидоржевский, руководитель писательского союза и главный редактор «Украинской литературной газеты».

Конечно, всякое обобщение хромает, но всё-таки обобщим: идею закрыть музей поддерживают в основном приверженцы радикального национализма. В российских, да и украинских соцсетях эту публику называли хуторянами, селюками, жлобьём, однако такие характеристики представляются неточными. Перед нами скорее каста интеллектуалов, генезис которой можно проследить, обращаясь и к мазепенщине XVIII века, и к Кирилло-Мефодиевскому братству ХIХ века, и к разнообразным националистическим и фашистским движениям первой половины ХХ, но, чтобы не «множить сущности», поставим точку отсчёта в конце 1980-х, во времена перестройки, когда на площадке Народного руха Украины, по сути, была оформлена современная идеология – дистанцирования от России.

Опираясь на эту идеологию, и утверждают сегодня, что Булгаков – «один из предтеч печально известного Русского мира» и это «ярко отражается в его опасных книжках».

Тогда же, в 1989-м, возник в Киеве музей Булгакова, он тоже своего рода памятник перестройке. Увековечивание Булгакова состоялось как часть кампании возвращения литературных имён, Булгаков презентовался писателем, «запрещённым» в СССР. Кавычки указывают на то, что при всей драматичности судьбы Михаила Афанасьевича это определение не вполне справедливо, хотя и настойчиво эксплуатируется до сих пор. В том числе и в споре вокруг музея. Адвокаты Булгакова используют аргумент, что идея запрета – калька советской практики (в стране, проводящей тотальную декоммунизацию, звучит убедительно).

Такой риторический приём вошёл в моду. Когда нет свежей мысли, можно сравнить какое-нибудь негативное явление с чем-нибудь из советского прошлого. Директор киевского музея Булгакова Людмила Губианури высказалась так: «Союз писателей, думаю, использовал не всё своё оружие. Перед тем как инициировать закрытие музея Булгакова, они должны были бы инициировать исключение Булгакова из Союза писателей и лишение гражданства за антисоветскую деятельность. Чем они и занимались в течение своей богатой истории…»

Тем же путём пошёл и Союз писателей, отвечая известному украинскому блогеру, который назвал инициаторов закрытия музея мракобесами: «Некий современный швондер предлагает решить вопрос по-большевистски: лишить Союз бюджетного финансирования и вообще ликвидировать как «сталинский пережиток».

Вообще по части антисоветских взглядов оппоненты спора о Булгакове – единомышленники. Во времена перестройки националисты и русскоязычная интеллигенция разрушали советскую систему каждый со своей стороны.

В 80-е конфликт вокруг «имперца» Булгакова не был актуален, интеллигенция, в основе мировоззрения которой русская культура, имела гораздо больший вес. Тридцать лет ушло на то, чтобы лишить её привычных ценностей: постепенно ограничить использование русского языка, маргинализировать русскую культуру. Майдан, а потом и СВО стали предлогом для новых репрессий.

Нынешние адвокаты Булгакова не просто отдельные энтузиасты, речь идёт о лидерах общественного мнения, в совокупности весьма влиятельных и сыгравших в истории постсоветской Украины заметную роль. Что это за страта, что за явление?

В связи с конфликтом вокруг музея российские СМИ цитировали некоторых из них, показывая, что на Украине существуют альтернативные позиции. У кого-то могло даже сложиться впечатление, будто высказывания в защиту Булгакова – это проявление лояльности к России. Конечно, это не так. В своём неприятии современной России киевские адвокаты Булгакова столь же радикальны, как и ненавистники писателя. В чём же логика и мотивация защищающих? В чём расхождения с оппонентами?

Одно из направлений «линии защиты»: доказать, что история с запретом Булгакова даёт богатый материал для «путинской пропаганды», наносит удар по репутации Украины. Но это скорее дань пиар-технологиям, которые на Украине приобрели гипертрофированные формы.

Глубинные мотивы выразил политолог Владимир Пастухов, сделавший когда-то карьеру в России, запомнившийся скандалом с компанией Hermitage Capital и из России эмигрировавший: «Я коренной киевлянин и сын коренной киевлянки, считающий основным языком русский, но являющийся билингвом, с детства естественно воспринимающим украинский язык как второй, готов интересующимся прочесть Шевченко наизусть на языке оригинала. Я вырос и сложился как личность в Киеве, считаю этот город родным и не собираюсь его отдавать жлобам – как своим, так и (тем более) чужим. Я до распада СССР уехал работать в Москву, потому что не нашёл работу по специальности в Киеве, с таким же успехом мог оказаться в Тбилиси, Баку или Кишинёве (Империя была большая) – от этого я не перестал быть киевлянином. Я вместе с моим городом на этой войне, я осуждаю российскую агрессию и желаю Украине справедливой победы…»

В том же духе высказываются многие «русскоязычные» (ритуально подчёркивая пиетет к украинской культуре, непримиримость к идеям Русского мира и лично к Путину).

Киевлянин, кинопродюсер Александр Роднянский, демонстративно уехавший из России и агрессивно её критикующий, тоже в группе защитников Булгакова: «…великих русскоязычных авторов, родившихся, сформировавшихся и работавших в Украине, стоило бы считать своими. И справедливо гордиться ими. Культура страны может и должна быть разноязыкой. <…> Тем более, авторов-то сколько! Навскидку: Паустовский, Алданов, Бабель, Багрицкий, Короленко, Катаев, Ильф и Петров, Шестов, Бердяев, Гоголь, Виктор Некрасов…»

Яркие современные поэты Александр Кабанов и Ирина Евса тоже против идеи закрыть музей Булгакова, правда, они выразили свою позицию не так пространно: Кабанов – одним словом «паразиты», Евса – многозначительным перепостом в соцсетях текста политолога Пастухова. Оба поэта – звёзды, мастера, лауреаты многочисленных российских премий, завсегдатаи русских поэтических салонов, клиенты российских издательств. После 2014-го у Кабанова выходит цикл «На языке врага» с обозначением «Язык не виноват, всегда виноваты люди…». Разумеется, речь не об украинском языке и не о преступлении, скажем, в одесском Доме профсоюзов. Евса после 24 февраля становится, по сути, агентом Центра информационно-психологических операций Украины: распространяет фейки об изнасилованных русскими военными.

Так кто же все эти интеллигентные, талантливые русскоязычные ЛОМы? Все эти литераторы и киношники, деятели культуры и искусства, защищающие музей Булгакова? Кто они, если говорить о явлении, страте, хотя, конечно, всякое обобщение хромает…

Тридцать лет они пребывали на Украине только формально. Украина была им «альтернативной Россией». Они говорили по-русски (не стоит преувеличивать – в повседневной жизни русский был распространён свободно). Они наслаждались мягким климатом земель, отвоёванных империей (российской и советской), пользовались комфортной архитектурной средой в имперском стиле. От настоящей России им были нужны премии, бюджеты и публика, конвертирующаяся в роялти, кассовые сборы, успех. Им было нужно ощущение востребованности и причастности к великой культуре.

«Альтернативная Россия» (она же Украина) не несла бремени сверхдержавы. Никаких вам геополитических угроз, географических издержек. Голова занята поиском рифмы, о договорах по ПРО творческой личности думать не пристало. «Альтернативная Россия» оказалась гораздо удобнее – никаких обязательств гражданина, а улица Пушкина, памятник Жукову и тот же музей Булгакова – в шаговой доступности.

И тут они услышали о себе (приведём в переводе пару цитат из «Украинской литературной газеты»):

«Мы для них чужие. Для них чужой украинский язык, украинская история, украинская Традиция…»

«Булгакова называют гением люди малообразованные, которые не владеют хотя бы одним иностранным языком…»

«Неистовый крик и визг вокруг поблекшей фигуры империалиста Булгакова – это не что иное, как агония прошлой империи, крик её бесславной смерти…»

Последние приметы «альтернативной России» исчезают на глазах, и запрет Булгакова лишь один из маркеров этого процесса. Торжествует лозунг «Всё будет Украина». Ну что, как вам в ней?

Вадим Попов



Тэги: Михаил Булгаков Вадим Попов
Обсудить в группе Telegram

Вадим Попов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Будет памятник – наступит мир!

    22.06.2022
  • Ко дню рождения мастера

    15.05.2022
  • Мера Мольера

    15.01.2022
  • На флейте водосточных труб

    13.01.2022
  • Другая драма

    15.06.2021
  • На флейте водосточных труб

    1132 голосов
  • Последний идеалист Украины

    37 голосов
  • Булгаков против электротеатра

    26 голосов
  • Булгаковский ремейк

    23 голосов
  • Найди свой приют в тихом доме…

    21 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS