Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 сентября 2013 г.
  4. № 37 (6430) (18.09.2013)
Невский проспект

Сентябрь в Петербурге

18 сентября 2013
А. Пластов.  Автопортрет с круглой палитрой, 1939–1941

Сентябрь в Петербурге начался не только обычным учебным годом, но и ожиданием новых и, как всегда, непредсказуемых реформ в системе образования – чего стоит одно предложение одеть бедных учителей в единую форму! Так и хочется сказать: лучше повысьте им зарплату и перестаньте терзать бюрократическими инструкциями и проверками, господа вечнореформаторы! (Реформирование – самый доходный бизнес в России, по выражению политолога Виталия Третьякова.)

В Петербурге начало сентября ознаменовано и саммитом двадцати избранников мировой политики и экономики. Поэтому улицы оказались уставлены «городовыми» в красивой форме, а на разных площадках города проходил фестиваль фотографии «Русское настоящее»: фотографы из стран «двадцатки» ездили по России и снимали то, что им интересно. Выставки открывались на разных площадках города – от Мраморного дворца до Александровского парка, что у Адмиралтейства. На фотографиях – не только любимые иностранцами прекрасные русские храмы и русские женщины, но и доменные цеха, каскадёры, реставраторы… Апофеозом короткого по времени фотопроекта стала Ночь фотографии, когда 5 сентября на Дворцовой площади устроили проецирование снимков на классический фасад Главного штаба с помощью сложнейшей технологии 3D-мэппинга. Затраты на все эти приёмы и шоу, понадеемся, укладываются в шесть миллиардов, которые выделены на весь саммит. (В качестве курьёза: в первый же день саммита промелькнуло сообщение, что журналисты, которых до пресс-центра в Стрельне доставляли катерами, съели 26 тонн продуктов.)

Сентябрь уж наступил, а главные культурные события – только начинаются.

  • Ждём открытия сезона на всех сценах Мариинского театра. Как мы уже писали, Мариинский-2 (Новая сцена) открывает сезон премьерой оперы «Левша» Р. Щедрина, а на исторической сцене в тот же день, 9 сентября, – балет «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева – посвящение юбилею выдающейся петербургской лирической балерины, народной артистки СССР Ирины Колпаковой (в течение многих лет она преподаёт классику в США). 19 сентября будет показана премьера ещё 2012 года – знаменитый мюзикл Ф. Лоу «Моя прекрасная леди» по бессмертному «Пигмалиону» Б. Шоу (совместная постановка с парижским театром «Шатле»).
  • В главном сопернике Мариинки – Михайловском театре – опять новшества. Оперную труппу возглавит молодой, да ранний Василий Бархатов (тот самый, который режиссировал концерт-открытие Новой сцены Мариинского театра). А у главы балетной труппы Начо Дуато заканчивается контракт, и он, как говорят, переезжает в Берлин.
  • Андрей Могучий, неожиданно возглавивший БДТ, выразил удовлетворение ходом реконструкции театра. По словам известного мастера театрального авангарда, историческую сцену БДТ удаётся сделать пригодной для современных постановок. Он заверил, что театр будет работать и с традиционным для БДТ психологическим материалом, и с театральным сюрреализмом. Могучий справедливо полагает, что русская культура – часть европейской, но в то же время сетует, что наш зритель ещё не готов принять современную европейскую режиссуру.
  • 4 сентября открылся сезон в принадлежащем БДТ реконструированном здании Каменноостровского театра. Это уникальный памятник деревянного зодчества эпохи классицизма, построенный в 1820-е годы архитектором Смарагдом Шустовым. А спектакль-премьера был из области современной драматургии – «Калека с острова Инишмаан» популярного сейчас на театрах англо-ирландского драматурга М. Макдонаха в постановке Андрея Прикотенко (режиссёр несколько лет назад нашумел смелой постановкой «Царя Эдипа» на сцене Театра на Литейном). На другой временной сцене БДТ сезон открылся 6 сентября традиционным «Дядюшкиным сном» по Достоевскому с прославленными Алисой Фрейндлих и Олегом Басилашвили – главными «светилами» театра, созданного в своё время режиссёрским даром Георгия Товстоногова. Сцена БДТ на Фонтанке, где творил Товстоногов, должна открыться в мае 2014 года. Андрей Могучий объявил, что вместе с писателем С. Носовым работает над «Алисой в Стране чудес», которая должна быть поставлена до конца 2013 года. Что ж, спектакль, а потом и главная сцена, наверное, будут готовы. А вот готов ли русский психологический театр к встрече с модернистской режиссёрской манерой? «Сюжет? – Сюжет!» – как говорил незабываемый полотёр-критик в исполнении Владимир Басова из оттепельного фильма «Я шагаю по Москве».
  • А из культурного центра «Толстой Сквер» (архитектура этого здания на улице Льва Толстого до сих пор не даёт покоя ценителям прекрасного) владельцы собираются выселить клоун-мим театр «Лицедеи». Необычный театр основал ещё Вячеслав Полунин, а ныне возглавляет Леонид Лейкин. Стоя у сурового здания арбитражного суда, весёлый клоун процитировал своего великого предшественника – Юрия Никулина: «Никогда не мстите подлецам. Просто станьте счастливыми – и они самоуничтожатся».
  • Из важного и хорошего – в Русском музее началась выставка великого русского реалиста ХХ века, крестьянского художника Аркадия Пластова. Она продлится ещё долго и заслуживает отдельного разговора.
  • 6 сентября журналистам показали после реставрации восточное крыло Главного штаба на Дворцовой площади, которое является ещё одним – и гигантским по размеру – музейным пространством Эрмитажа. Сюда в 2014 году предполагают перевезти собрание европейской живописи ХХ века.
  • А ещё принято решение поставить памятник блокадной музе города – Ольге Берггольц. О долгожданном событии сообщили незадолго до 8 сентября – трагического дня начала блокады Ленинграда.

Сезоны открылись. Ждём спектаклей, выставок – вместе с грибами и неизбежными питерскими дождями.

Мария ФОМИНА, искусствовед

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Прогулка с Бродским

    11.05.2025
  • История о ленинградцах, которые жили не для себя

    10.05.2025
  • «Они смотрят на нас с небес...»

    10.05.2025
  • Победа в сердце моём

    10.05.2025
  • БДТ моей юности

    02.05.2025
  • Правда солдата Никулина

    142 голосов
  • Поэт и власть

    119 голосов
  • Очистительный огонь СВО

    111 голосов
  • Выдающийся чужой

    71 голосов
  • Почему-то Ахматова Анна не спит…

    66 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS