Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 сентября 2014 г.
  4. № 37 (6479) (24.09.2014)
Искусство

Дар бесценный…

24 сентября 2014
Фрагмент экспозиции выставки

Государственный музей А.С. Пушкина представил публике новые поступления в музейный фонд – порядка 30 произведений искусства и ценных предметов, которые после тщательного изучения, атрибуции и реставрации (при необходимости) окажутся в постоянной экспозиции или на тематических выставках ГМП.

В Усадебном дворе была развёрнута весьма небольшая экспозиция, но каждый из предметов хранит в себе определённую память о времени и людях, чем-то уникален, содержит художественную информацию, даёт дополнительный ракурс в изучении материала. В числе даров – семь акварелей Г. Саттлера на тему Наполеоновских войн (дар А.И. Боровикова); акварельный портрет князя П.А. Вяземского, в основе которого – фотография, сделанная в Венеции в 1853 (!) году (дар Л.В. Берлинской); три французских веера XVIII–XIX вв. (дар М.Б. Истоминой); фарфоровая чернильница в виде женской туфельки 1820-х (дар А.В. Косушкина); столик для рукоделия первой половины XIX в. (дар А.А. Бернштейна); пианино фирмы Frad середины XIX в. (дар А. Руденцова); живописное полотно «Лукоморье» (1967) известного палехского художника А.И. Зайцева (дар А.М. Гостева); графика на пушкинскую тему О.К. Комова, известного скульптора, народного художника СССР (дар И.О. Комова); авторская рукопись Фазиля Искандера «Слово о Пушкине» (дар писателя)…

Всё это бескорыстно передано в дар музею, что поддерживает его добрые традиции, ведь именно дары составляют более трети общего собрания ГМП, и, как правило, они связаны с именами А.С. Пушкина и его современников, а также с А. Белым, поскольку «Мемориальная квартира Андрея Белого» на Арбате – один из филиалов данного музея. В этом году отмечается 80-летие со дня смерти поэта-символиста и философа. И одно из поступлений от Д. Шлёнского – гипсовая копия 2014 года с посмертной маски Андрея Белого, сделанной С.Д. Меркуровым в январе 1934-го. Там же теперь будут храниться и два бюста от двух разных дарителей – композитор Э. Метнер в бронзе (1916) и дереве (1917–1918 гг.) работы швейцарского скульптора Эдуарда Бика.

Наиболее ценным приобретением музей считает неизвестный ранее рисунок Михаила Врубеля к лермонтовскому «Демону» (1890–1900), подаренный российским философом, поэтом, публицистом, главой русских антропософов во Всемирном антропософском обществе, внуком и тёзкой композитора Сергеем Прокофьевым. Чёрная акварель и белила на листе 33,1 х 22,1 см – фигура Демона вырастает из расступающейся тьмы – предположительно это эскиз к серии иллюстраций и часть диптиха, вторая половина которого (местонахождение её неизвестно) должна изображать сидящую на диване Тамару. В 1890-е Михаил Врубель выполнил более 30 рисунков к поэме Лермонтова, которые были заказаны ему для юбилейного издания собрания сочинений М.Ю. Лермонтова под редакцией Петра Кончаловского к 50-летию гибели поэта. Но в книгу попали не все работы художника – как тогда объяснили («А судьи кто?»), понимание Врубелем поэта не отвечало концепции издания …

Последние годы недавно ушедший из жизни Сергей Олегович Прокофьев провёл в швейцарском городке Дорнах, где в своё время в строительстве знаменитого антропософского храма Первого Гётеанума принимал участие А. Белый со своей первой женой Асей Тургеневой (оба являлись последователями учения профессора Штейнера). Прокофьев очень ценил уникальность единственного в мире музея Андрея Белого, и акварель Врубеля, доставшуюся ему от отца, Олега Сергеевича Прокофьева (младшего сына от первого брака композитора), хотел видеть не в Третьяковской галерее (где большое собрание работ Врубеля), а именно в «Мемориальной квартире Андрея Белого». Он считал, что этот рисунок отражает дух символизма и духовные поиски писателя, мистика и антропософа Андрея Белого…


Тэги: Живопись Скульптура
Обсудить в группе Telegram

Арина Абросимова

Журналист, искусствовед, сценарист, редакт... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Лучше быть реалистом, чем импрессионистом»

    09.07.2024
  • «Живого Есенина» установят в Москве

    03.10.2022
  • Передвижники в Твери

    17.05.2022
  • Разнообразие и красота

    06.01.2022
  • Художники космической стихии

    09.11.2021
  • QR-квадрат

    53 голосов
  • Директора приходят и уходят – Третьяковка остаётся

    50 голосов
  • Кукиш в Манеже

    41 голосов
  • Русский француз

    39 голосов
  • Разоблачение века

    38 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS