Только что вытер очередную лужу под огромным двухкамерным холодильником «Сименс», таким красивым внешне. Совсем этот аппарат не старый, шесть лет ему, а сколько уже пережито в противостоянии с этим тевтонским рыцарем. Сначала стала ломаться его внутренняя пластмасса. Вся! Слишком тонкий материал. Первой сломалась прозрачная «закрывашка» холодильной камеры, пришлось её выкинуть. Затем не выдержала подставка под напитки. Потом треснули две из трёх больших выдвигающихся ёмкостей в морозильном отделении.
Ох если бы страдала только пластмасса! Через пару лет в новом, по сути, ещё холодильнике перегорела лампочка освещения. Казалось бы, ерунда – сменить и всё. Ан нет, вынуть лампочку невозможно. Вызывайте, господа-товарищи клиенты, «сертифицированных» мастеров из «правильных» контор по обслуге того, что в принципе не должно обслуживаться. Как тут не вспомнить славный «ЗИЛ»! Их компрессоры более сорока лет работали без ремонта.
Недуги же моего «Сименса» только прогрессируют. В последние месяцы намертво вмёрзла в морозильную камеру нижняя выдвигающаяся ёмкость. Разморозка не помогает. О непрерывно образующихся лужах смотри выше. Жена поговаривает о замене холодильника. Если обобщить, то получится, что Россия и её граждане не только переплачивают за покупку бытовой техники, поскольку она импортная, но ещё их искусно вгоняют в дополнительные неоправданные затраты на обслуживание и ремонт. Вот и идут в магазин и берут кредит на что-то другое, но тоже импортное – своего-то просто нет.
Только и остаётся слезу пролить по вечным «ЗИЛам», «Оке», «Бирюсе». Какая у нас в семье была «Бирюса»! Эту марку и англичане любили. Она путешествовала с нами по весям земли русской, послужила и в Таллине, где жила моя семья, затем переехала в Усть-Каменогорск, оказалась в Самаре, где я окончил университет... Долго пользовались мы её безропотной службой, а она всё работала, работала, пока её, исправную, не продали в связи с очередным переездом.
То же можно сказать о пылесосах и многих других изделиях, вплоть до электрических бритв «Бердск» и «Харьков», куда-то испарившихся. Не помню, сколько десятилетий исправно работала наша «Ракета» из 1960-х годов, зато хорошо помню беды, начавшиеся в 90-е чубайсовские… За двадцатилетие сменил три или четыре пылесоса. Пару лет прослужил и безвременно почил какой-то французский «Мулинекс». Пришлось раскошелиться на нечто опять западное, весьма дорогое, но с водным фильтром, потому как наших пылесосов уже не продавали. И опять двадцать пять! Мало того что надо было непрерывно менять всякие вставные штучки, но очень скоро сначала сломались один за другим два важных пластмассовых элемента, затем и мотор заглох...
О последнем импортном «пылесосном» изделии по имени «Скарлет» и вспоминать не хочется. Сразу же сломался пластмассовый выключатель, обнажив две массивных пружины, как в старом изношенном диване старого типа. Пришлось включать-выключать пылесос методом тыка вилки в розетку. Затем очень быстро сломались «усики» у фильтра, крепившие его в пылесборной чаше. По Сети нашёл «скарлетовскую» ремконтору и заказал новый фильтр. Заказ приняли, но на следующий день позвонили, сказав, что фильтр они доставить не смогут, видимо, модель снята с производства. Пришлось намертво закрепить сломавшийся фильтр при помощи «моментального» клея. Но тут очередной удар: сломалась пластмассовая дужка, при помощи которой закрывается пластмассовый же пылесборник. На днях окончательно расплёлся пластмассовый шланг... Завтра, наверное, понесу «Скарлет» на помойку.
Итак, до выносливости и долголетия русской «Ракеты» этим красивеньким внешне изделиям далеко, как далеко и лукавому «Сименсу» до честной сибирячки «Бирюсы». Их лукавые производители нарушили правило наших учителей, древних греков, гласящее о недопустимости «умножения сущностей», то есть искусственного усложнения изделий.
Русские учёные и инженеры оказались хорошими учениками: простота, надёжность, эффективность, долголетие без всякого рыночного лукавства стали особенностью нашей промышленной политики, которая, конечно, нуждается в возрождении, особенно в виду умножающихся санкций Запада, который невольно помогает нам вспомнить о своих Кулибиных и Калашниковых, не говоря уже о Ломоносовых, Менделеевых и Королёвых.
Если бы президентом был я, то постарался бы «большевистскими темпами» возродить холодильную марку «Бирюса», восстановить производство усовершенствованных пылесосов «Ракета» и собственных стиральных машин, которые тоже куда-то исчезли, а там, глядишь, и до легендарных самолётов Ту и Як дело дойдёт... Уверен, можно при этом учесть и все западные плюсы.
Простите за бытовое суеверие, но я загадал, что, пока у меня в доме работает хотя бы один отечественный сложный бытовой прибор, остаётся надежда на наше инженерно-промышленное возрождение. Таких устройств у меня не менее трёх: неломающаяся уже тридцать с лишним лет электромясорубка, электрокофеварка со знаком качества и стереофонический ламповый приёмник 60-х годов «Симфония», автоподстройка которого на диапазоне УКВ до сих пор вызывает у меня восхищение. Хочу дожить до возрождения этих и других отечественных марок.