Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 сентября 2015 г.
  4. № 37 (6525) (23.09.2015)

Культурные новости

23 сентября 2015

Автографы Лажечникова

Раритеты из Коломенской Межпоселенческой центральной библиотеки им. И.И. Лажечникова представлены на выставке «Перо и меч. Литературная панорама Оте­чественной войны 1812 года» в Музее-панораме «Бородинская битва».

Они связаны с жизнью и творчеством уроженца Коломны писателя И.И. Лажечникова – русского офицера, дошедшего с русской армией до Парижа. Посетители выставки увидят наградной лист Лажечникова, подписанный фельдмаршалом Барклаем де Толли 26 ноября 1814 года, рескрипт цесаревича, будущего царя Александра III, посвящённого 50-летию литературной деятельности Лажечникова, несколько томов из собраний его сочинений с автографом писателя и книги из фонда Коломенской общественной библиотеки им. И.И. Лажечникова, открытой в память о писателе в апреле 1899 года. Впервые документы, известные только посетителям Музея истории библиотеки им. И.И. Лажечникова, представлены широкой аудитории. Знаменательно, что выставка «Перо и меч. Литературная панорама Отечественной войны 1812 года» открывается накануне праздничных мероприятий, посвящённых 225-летию со дня рождения И.И. Лажечникова, которые пройдут в коломенском крае 25 сентября.


Когда разум спит

26 и 27 сентября Московский Губернский театр представляет первую премьеру сезона – фантасмагорию по мотивам повести Н.В. Гоголя «Записки сумасшедшего».

Благодаря своей дневниковой форме – обрывки впечатлений и мыслей главного героя – это произведение оставляет огромное пространство для фантазии и позволяет додумывать, как именно могли бы выглядеть все те события, которые описывает Поприщин.

История его сумасшествия для Сергея Безрукова, исполнителя главной роли и режиссёра спектакля, – это повод поразмышлять о свободе и несвободе человека.

– Для меня важно, что это именно фантас­магорический сон, а не бытовой театр: мне неинтересно показывать во всех подробностях, как чиновник Поприщин постепенно сходит с ума, – говорит Сергей Безруков. – Мой Поприщин «спит» и видит сны. В этом состоянии сна разума и происходят все те невероятные вещи, которые описал Гоголь в своих «Записках…», и даже ещё более невероятные – над этим работает целая команда цирковых специалистов по трюкам. Ведь во сне для нас всё возможно. Когда разум засыпает, человек становится свободным. Разумом мы приглушаем собственные эмоции, остужаем чувства, закрываем возможность сказать самому себе правду.

И всё же самое страшное – это когда ра­зум «заснул», но так и не проснулся. В спектакле мы играем с этим, и хотелось бы, чтобы каждый зритель сам для себя решил, чем заканчивается история Поприщина.


Классика графики

В музейно-выставочном комплексе Московской области «Новый Иеру­салим» в рамках Года литературы открылась выставка «Книжная иллюстрация 1930–1990-х гг. из собрания Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО».

В экспозиции, охватывающей шесть десятилетий, собраны работы корифеев художественной иллюстрации Саввы Бродского, Ники Гольц, Евгения Кибрика, Андрея Костина, Мюда Мечева, Мая Митурича-Хлебникова, Виктора Чижикова и многих других.

Выставка, в состав которой входит более 100 листов, очертила широкий спектр иллюстрированных книг, выпускавшихся в Советском Союзе. Это русская и зарубежная классика: проза, поэзия, древнерусский эпос, литература народов СССР, современная фантастика. А также издания для детей и юношества, чрезвычайно разнообразные по жанрам.

Обращаясь к иллюстрированию произведений древнерусской литературы, художники воспроизводили старинные приёмы. Например, на выставке можно увидеть иллюстрации Алексея Шмаринова, в которых легендарные сюжеты из русской военной истории представлены в обобщённой манере древнерусской миниатюры, как и работы Мюда Мечева к летописи «Повесть временных лет».

О рукописной книге напоминают и большие листы Мая Митурича к басням Ивана Крылова. Они связаны с традицией русского авангарда – рукописной и литографированной книгой 1920-х, где буквы и графика текста создавали энергетику страницы. Лаконичные, условные, но легко узнаваемые остроумные образы Митурича открывают яркий раздел выставки, посвящённый детской книге.

Ретроспективу отечественной иллюстрации открывает на выставке классик советской книжной графики Евгений Кибрик (1906–1978). Из его обширного наследия представлены литографии к повестям Н.В. Гоголя и Р. Роллана.

Отдельного внимания заслуживают иллюстрации к поэтическим книгам. Например, ксилографии Фёдора Константинова к «Демону» Михаила Лермонтова и новеллам английского классика Дж. Чосера и автолитографии Николая Воронкова к стихам Сергея Есенина.

Подготовила Анна НЕФЁДОВА

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Театр Премьера Дата Книга Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS